Все про синий дым выхлопа: причины, опасно ли, куда смотреть, ремонт

Если пар из трубы поменял оттенок на синеватый или стал откровенно сизым — это повод задуматься. Что делать в такой ситуации объясняет Autonews.ru

  • Что такое выхлоп
  • Причины синего дыма на бензине
  • Причины синего дыма на дизеле
  • Чем опасно
  • Как продиагностировать
  • Профилактика
  • Частые вопросы
  • Главное
  • Что такое выхлоп

    Выхлоп (формально — выхлопные газы) − это продукты сгорания топлива в двигателе внутреннего сгорания, выбрасываемые через систему отвода. Иными словами — всё, что выходит из трубы в процессе работы, называют выхлопом.

    Следить за цветом и характером выхлопа крайне важно: иной раз это может рассказать о состоянии двигателя лучше любого датчика. Например, белый дым часто указывает на проблемы с охлаждающей жидкостью, а черный дым — на перебор с топливом. Если же из трубы повалил синий или сизоватый дым, это почти всегда говорит о том, что мотор стал активно «кушать» масло.

    При этом, несмотря на общую причину, у бензиновых и дизельных ДВС типичные пути попадания масла в камеру сгорания отличаются. Это связано с конструктивными особенностями. Поэтому все описанные далее неисправности могут присутствовать на обоих типах, но чаще выделяют характерный пул проблем как для дизеля, так и для бензина.

    Причины синего дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя

    1. Повреждение поршневых колец

    Когда кольца теряют упругость или ломаются, масло беспрепятственно попадает в камеру сгорания из картера. В результате возникает густой синий дым и отмечается падение компрессии.

    2. Износ направляющих клапанов

    Если направляющие втулки или сальники клапанов «уставшие», масло стекает в цилиндр со стороны головки блока. Особенно эффект заметен на холодную, когда из камер выгорает натекшее туда за время простоя масло.

    3. Проблемы с системой вентиляции

    Закупорка или повреждение системы вентиляции картерных газов (ВКГ) приводит к повышенному давлению в подпоршневом пространстве, что провоцирует выдавливание масла в цилиндры из картера.

    Следить за цветом и характером выхлопа крайне важно: иной раз это может рассказать о состоянии двигателя лучше любого датчика

    Причины синего дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя

    1. Износ газораспределительного механизма

    Сильно «поезженный» распредвал, гидрокомпенсаторы, толкатели или сбитые ремень/цепь ГРМ ведут не только к нарушению фаз, но и увеличению люфтов. А значит — к попаданию масла в цилиндры.

    2. Повреждение турбокомпрессора

    Изношенные детали турбины часто становятся «маслопроводом» в камеры сгорания. При этом дым заметен особенно четко на высоких оборотах.

    3. Износ цилиндро-поршневой группы

    Здесь причина аналогична бензину: изношенные кольца, задиры или овальность цилиндров и т.д.

    Читать также:
    «Пересаживаются с Toyota». За сколько и как нам продавали новый Tank 300

    Чем опасен синий дым из выхлопной трубы

    • Увеличенный расход масла. Здесь очевидно.
    • Снижение ресурса самого двигателя — масляные отложения ухудшают теплоотвод, снижают способность к естественной смазке трущихся поверхностей и ускоряют износ цилиндров, клапанов, а заодно и свечей.
    • Засорение катализатора или сажевого фильтра — масло в выхлопе быстро убивает дорогостоящие элементы. Масляной грязью покрывается всё, что находится за выпускным коллектором: катализатор, сажевик, резонатор, глушитель.

    По итогу, если игнорировать дымление месяцами, капитальный ремонт двигателя станет неизбежным.

    Если игнорировать дымление месяцами, капитальный ремонт двигателя станет неизбежным

    Как устранить синий дым из выхлопной трубы (диагностика)

    Каким-то одиночным действием или процедурой такой комплексный симптом не устранить. Тем не менее существуют вполне четкие диагностические указания, которые следует выполнить до посещения сервиса.

  • Осмотрите, вывернув, свечи зажигания и днище поршней — по этим признакам (наравне с интенсивностью дымления) можно примерно оценить степень попадания масла в цилиндры.
  • Проверьте компрессию. Это можно сделать самостоятельно — компрессометры стоят недорого.
  • Проверьте приблизительное состояние турбины (если она есть) сняв с нее патрубок. Скорее всего, там будет масло, но важнее проверить люфты. Турбинное колесо не должно болтаться при качании его пальцами. Допустим лишь минимальный, едва ощутимый люфт.
  • Старайтесь сильно не нагружать двигатель до устранения причины дымления.
  • Не затягивайте с профессиональной диагностикой. Капремонт или замена двигателя выйдут кратно дороже.
  • Профилактика синего дыма из выхлопной трубы

    • Используйте масло рекомендованного допуска и вязкости. Более жидкое будет сильнее утекать через зазоры и неплотности и угорать — особенно, если мотор не новый. Напротив, слишком густая смазка будет хуже прокачиваться зимой на старте — это приводит к сухому трению и интенсивному износу деталей.
    • Своевременно меняйте масло и фильтры. Микрочастицы грязи изнашивают пары трения и провоцируют увеличение угара.
    • Следите за состоянием системы вентиляции картера. Раз в 3–5 лет рекомендуется снимать патрубки и клапан ВКГ с целью очистки.

    Частые вопросы

    Как отличить «безопасный» дым при перегазовке от серьезной неисправности?

    На самом деле дым при перегазовке — это тоже не норма. Но если он появляется только на холодном запуске или после долгой стоянки, скорее всего, изношены маслосъёмные колпачки. Это меньшее из зол. Постоянный же синий дым — верный признак серьезного износа (и, скорее всего, не только колпачков).

    В случае появления дыма из выхлопной трубы нельзя затягивать с профессиональной диагностикой. Капремонт или замена двигателя выйдут кратно дороже

    Сколько можно ездить с синим дымом, не навредив двигателю?

    Нисколько. Подобный симптом — уже маркер серьезного сбоя в работе и процесса потери ресурса. Даже если мотор при этом работает «нормально», масло разрушает катализатор, а трущиеся детали интенсивно изнашиваются.

    Может ли синий дым быть из-за турбины?

    Да. Изношенная турбина — один из самых частых источников синего выхлопа на современных моторах.

    Главное о синем дыме из выхлопной трубы

    • Синий дым однозначно указывает на попадание масла в камеру сгорания.
    • В бензиновых моторах виноваты чаще всего кольца или клапанные уплотнения (колпачки).
    • В дизелях проблема часто кроется в турбине или изношенном ГРМ (нагрузка на дизельные моторы выше).
    • Последствия синего дыма — рост угара масла, быстрый износ двигателя и дорогой ремонт.
    • Устранять проблему нужно как можно раньше — «безопасного порога дымления» нет.
    • Регулярное ТО и правильное масло — лучшая профилактика.

    Читайте также:

    Авторы Теги Илья Калинчиков