Содержание:
Эксперт рассказал о главных проблемах при покупке машины по серым схемам
Русификации нет, гарантии нет, а риски есть: разбираемся в минусах параллельного импорта
Покупка автомобиля по параллельному импорту остается для многих россиян единственным способом заполучить модель ушедшего с рынка бренда или сэкономить на китайском автомобиле. Однако за привлекательной ценой часто скрываются риски, о которых мало кто знает. Autonews.ru разобрался, с какими проблемами могут столкнуться владельцы таких машин.
Доначисление утильсбора
В начале 2025 года автовладельцы, купившие машины через параллельный импорт, начали массово получать уведомления о доначислении утилизационного сбора. Речь шла о немалых суммах — от 300 тыс. до 1 млн руб. Проблема затронула десятки тысяч человек и связана с тем, что при ввозе автомобилей брокеры занижали их таможенную стоимость, используя пробелы в законодательстве.
По информации участников рынка, покупатели часто обращались к частным посредникам, потому что те предлагали более низкие цены и доступ к редким или исчезнувшим с российского рынка моделям. Однако теперь таможенные органы все чаще проверяют инвойсы задним числом. В 2024 году началась более жесткая сверка с базой Минпромторга, где зафиксированы среднерыночные цены. В случае выявления расхождений доначисляются сборы.
«Таможня ссылается на неправомерность применения льготы, поскольку под видом ввоза для личных нужд ввозились автомобили в целях перепродажи. Это вопрос доказывания, и все», — рассказывал директор Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семенов в беседе с Autonews.ru.
Часть владельцев машин предпочитает не спорить и сразу выплачивает необходимую сумму. Другие идут в суд и пытаются доказать, что вину за нарушение нужно возложить на брокера, который уверял, будто все таможенные платежи уже включены в цену автомобиля. Размер доначислений сильно зависит от марки и стоимости машины. Зачастую покупатели просто не были предупреждены о том, что подобные риски существуют. Многие из них предпочитают «закрыть вопрос» и выплатить сбор, чтобы избежать дальнейших разбирательств.
Ситуацию усугубляет рост самого утильсбора. С октября 2024 года он увеличился в среднем на 75%, а с января 2025 года базовые ставки выросли еще на 10–20%. По плану Минпромторга, до 2030 года утилизационный сбор продолжит расти на 10–20% ежегодно.
Примерно каждая десятая иномарка на российском рынке попадает в страну через схемы параллельного импорта.
При расчете таможенных платежей имеет значение заявленная стоимость автомобиля. Если она в документах указана, например, как $20 тыс., а по факту машина стоит в несколько раз больше, то при проверке владельцу могут доначислить сбор из расчета реальной рыночной цены. Сейчас такие случаи все чаще фиксируются по автомобилям, оформленным в 2023–2024 годах.
Напомним, что с августа 2023 года на льготных условиях можно завезти только один автомобиль в год.
Аннулирование ЭПТС
Владельцы машин, купленных по схеме параллельного импорта, могут столкнуться с аннулированием электронного ПТС. Как заявил автокриминалист Максим Шелков, таможенные органы начали выявлять случаи подлога документов и уже начали отзывать выданные ранее паспорта транспортных средств.
Речь идет в первую очередь о машинах, ввезенных частными лицами через третьи страны. Об одном из таких случаев Autonews.ru рассказывал в 2024 году — владелец автомобиля, купленного в прошлом году и ввезенного из Киргизии, внезапно обнаружил, что его ЭПТС аннулирован, несмотря на то что все документы на машину были оформлены корректно, включая СБКТС и регистрацию в ГАИ.
В ходе разбирательства выяснилось, что при таможенном оформлении были указаны заниженные технические характеристики — объем двигателя был «снижен» с 3,3 до 2,0 л, чтобы уменьшить размер утилизационного сбора. Это позволило сэкономить почти миллион рублей, но теперь эту сумму придется доплачивать владельцу. Оформление СБКТС и ПТС происходило еще до пересечения границы, что затрудняет проверку.
«И сотрудник таможни имеет техническую возможность зайти, посмотреть и сравнить, какие документы подавались фактически и какие заводились в систему. В истории по «Стингеру» был оформлен утильсбор на основании исключительно тех документов, которые подали, а документы были сфальсифицированы, и таможенники, не дожидаясь появления информации в Росстандарте, списали утиль», — отметил Шелков.
Подобные ситуации не редкость. Многие владельцы еще не знают, что их ЭПТС уже аннулированы или могут быть отозваны в ближайшее время. Таможенные органы начали активно проверять автомобили, ввезенные по серым схемам, и выявлять случаи подачи недостоверных данных.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отметил, что проблема усугубляется отсутствием контроля над выдачей СБКТС: эти документы оформляют частные организации, что позволяет вносить в них любые удобные сведения, в том числе для занижения утильсбора.
Отсутствие гарантии
Одной из заметных проблем, с которой сталкиваются владельцы автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, стало отсутствие официальной заводской гарантии. Причина проста — в большинстве случаев производитель либо полностью покинул российский рынок, либо приостановил работу, и обслуживать автомобили на прежнем уровне оказалось просто некому. Даже если бренд формально не ушел, официальные представительства и авторизованные сервисы обычно не принимают на обслуживание такие машины.
Некоторые продавцы предлагают альтернативу — собственную гарантию от салона или импортера. Однако, как правило, это либо дополнительная услуга за отдельную плату, либо ее стоимость уже «спрятана» в итоговой цене автомобиля. Условия такой гарантии нередко ограничены, а сам сервис может быть доступен только в одном регионе или даже только у конкретного дилера.
Трудности с программным обеспечением
На российский рынок по параллельным схемам поступали не только дорогие европейские автомобили, но и китайские модели среднего ценового сегмента, в том числе и те, что официально продаются в России. Причина — в ощутимой разнице в стоимости. Неофициальный ввоз позволял сэкономить десятки, а порой и сотни тысяч рублей по сравнению с покупкой у сертифицированного дилера.
Однако такие машины могут существенно отличаться от тех, что предназначены для внутреннего рынка. Различия касаются не только комплектаций, но и работы электроники, в частности блоков управления. Это приводит к тому, что даже простая диагностика может оказаться невозможной: оборудование не распознает систему автомобиля.
Отдельная головная боль — отсутствие русификации. Некоторые модели не поддерживают даже английский язык, что затрудняет использование мультимедиа и навигации. Неофициальные сервисы предлагают услуги по прошивке и добавлению русского языка, но вмешательство в программное обеспечение может привести к полной блокировке систем и потере работоспособности автомобиля.
«Производители подстраиваются под требования рынка, предпочтения покупателей, поэтому в разных странах могут быть разные комплектации. И, конечно, возникают сложности с перепрошивкой — нужно русифицировать программное обеспечение, а это стоит немалых денег», — рассказала генеральный директор автоцентра «Истком» Нонна Шалина.
Проблемы с запчастями
Еще одна сложность, с которой рискуют столкнуться владельцы «параллельных» автомобилей, — трудности с поиском запчастей. Если речь идет о популярных моделях, поставки деталей налажены и дефицита, как правило, нет. Но с менее распространенными машинами ситуация иная: для некоторых автомобилей, не имеющих официального представительства в России, срок ожидания нужной детали может растянуться на месяцы.
Особенно остро проблема ощущается при необходимости замены крупногабаритных кузовных элементов, а также таких ключевых агрегатов, как двигатель или коробка передач. Часто запчасти приходится заказывать индивидуально из-за границы, а это дополнительные расходы и сроки. И даже если нужную деталь удается найти, не всегда легко найти специалистов, которые возьмутся за ее установку и гарантируют качество работ.
Авторы Теги Эксперты Алексей Панков