Почему машина бьет током – причины и решения

Разбираем причины формирования статического напряжения на кузове автомобиля и способы его избежать

Легкий, но весьма неприятный удар током от кузова автомобиля — неожиданность, с которой сталкивался любой автовладелец. Полностью исключить это явление из ежедневной обыденности не выйдет, но существуют действенные методы минимизировать вероятность.

Почему машина бьет током

В абсолютном большинстве случаев удар током от кузова водитель получает в результате естественного накопления статического электричества. Гораздо реже виновником является неисправная электрика. Тем не менее, перечислим все основные причины удара током от автомобиля.

1. Накопление статического заряда на кузове

Генерировать электрический потенциал способен обычный ветер. Абразивные микрочастицы, «полирующие» кузов на протяжении поездки или во время стоянки, работают по принципу тряпочки, натирающей эбонитовую палочку на школьных уроках физики. Особенно заметен эффект в жаркую сухую погоду. Когда водитель выходит из машины после поездки в теплый сухой день, или прикасается к кузову после долгой стоянки, вероятность того, что он получит разряд, весьма велика.

2. Накопление заряда в салоне

В этом случае причина возникновения статического электричества уже другая — сам водитель. При посадке в салон, во время езды и в момент выхода человек, так или иначе, производит трение одеждой и частями тела: о кресло, руль, рычаг коробки передач и прочие элементы. В эти моменты и генерируется электрический заряд. При этом накопителем служит не кузов, а сам водитель. Удар током возникает при взаимодействии с металлическими деталями салона или пассажирами. Также есть высокая вероятность разряда и при выходе из машины, в момент касания двери или иных внешних металлических деталей. Как правило, «водительский» электроразряд, сконденсированный трением в салоне, не так чувствителен для человека, как удар от наэлектризованного кузова.

3. Неисправность электрики

 В массе общей статистики этот фактор составляет ничтожно малую часть. Но, тем не менее, бывают случаи, когда машина бьет током именно по причине сбоев в электрооборудовании или плохих контактов. Иногда электростатический разряд водитель регулярно получает ввиду недостаточно затянутой минусовой клеммы аккумулятора. Остальные редкие инциденты связаны с замыканиями на массу поврежденной электропроводки.

Что делать, если машина бьет током

Вариантов удара статическим разрядом в машине всего два: в момент покидания и внутри салона. Рассмотрим способы решения проблемы в обоих случаях.

Читать также:
Hyundai представил кроссовер Santa Fe пятого поколения

Если бьет током при выходе из автомобиля

Предварительно заземлитесь рукой о кузов

Предварительное заземление рукой о кузов — самый простой и действенный «народный» вариант уберечься от удара током от автомобиля

Самый простой и действенный «народный» вариант уберечься от удара током от автомобиля. Перед тем, как поставить ноги на асфальт, необходимо дотронуться рукой о крышу, металлическую часть двери или иной элемент «массы» автомобиля. И уже затем, не отпуская руки от металла, поставить ноги на землю и выйти из салона. В таком случае болезненного искрового разряда через воздух к пальцам не произойдет.

Установите антистатическую полосу

Нехитрое устройство, хорошо известное автомобилистам, ездившим еще в 80-90-е годы. Представляет собой обычную каучуковую полоску, имеющую внутри металлический проводник (проволоку). Одним концом полоска закрепляется на кузове или иной металлической детали автомобиля, вторым касается асфальта. Таким образом, машина постоянно заземлена и статический заряд на кузове не скапливается. Может быть заменена на цепь или любой другой подходящий проводник. По некоторым отзывам, антистатический эффект заодно позволяет дольше содержать кузов в чистоте — из-за меньшей интенсивности налипания сухой пыли. Проверить это утверждение на практике довольно затруднительно, но в теории такое возможно.

Разрядите накопленную статику в металлический предмет

После выхода из машины, не дотрагиваясь до ее металлических частей, можно «слить» заряд в металлический брелок. Или любой иной проводящий ток предмет, имеющий изоляцию, за которую водитель будет держать пальцами. Нередко можно встретить рекомендацию использовать для этих целей ключ зажигания, однако такой совет актуален лишь для старых автомобилей. Постоянно разряжая электроэнергию с кузова в современный электронный ключ-брелок, вероятность вывести его из строя крайне высока.

Купите более дорогие шины с антистатической полосой

Экзотический, но при этом однозначно эффективный способ. Многие шинные бренды выпускают модели со встроенным в протектор проводящим слоем. По сути, это тот же «антистатик» из конца прошлого века, но эстетично интегрированный в покрышку. Работает на протяжении всего срока службы шины.

Антистатическая полоса одним концом закрепляется на кузове или иной металлической детали автомобиля, вторым касается асфальта

Если бьет током внутри салона

  • Обратите внимание на обивку сидений или чехлы. Нередко причина повышенной электризации внутри салона кроется в материале, из которого изготовлена обшивка кресел или защитные накидки. Особенно сильно накоплению заряда способствует сочетание синтетики и натуральной шерсти.
  • Постарайтесь скорректировать гардероб для поездок. Здесь все по аналогии с вышеописанным: поменьше шерстяных и чисто синтетических материалов в одежде.
  • Обработайте кресла специальным антистатическим составом. Такие средства продаются в любом автомагазине, доступны по цене и способны решить (хотя бы частично) проблему ударов током в салоне на 2-3 недели.
  • Читайте также: