Все о датчике уровня топлива: почему врет, диагностика, как починить

Контролировать запас хода еще важнее, чем знать скорость или обороты. Сегодня разбираемся в устройстве и неисправностях датчика уровня топлива. И что делать, если он отказал

  • Определение
  • Виды датчиков уровня топлива (ДУТ)
  • Принцип работы
  • Причины отказа
  • Методы проверки
  • Как заменить ДУТ
  • Частые вопросы
  • Главное
  • Датчик уровня топлива

    Датчик уровня топлива (ДУТ) — это устройство, которое измеряет количество топлива в баке и передает данные на указатель и в электронный блок управления. Стрелка бензомера помогает водителю понимать остаточный запас хода.

    Внешне датчик представляет собой поплавковый (электромеханический) или бесконтактный модуль, установленный в топливном баке. У большинства современных автомобилей он объединен с топливным насосом в одном модуле. Сам модуль находится внутри бака — доступ к нему возможен через лючок под задним сиденьем или из багажника.

    Виды датчиков уровня топлива

    Существует несколько типов ДУТ — они различаются по принципу работы.

    • Поплавковый электромеханический (реостатный) — классическая конструкция, где поплавок, двигаясь вверх-вниз, изменяет сопротивление на потенциометре. Самый распространенный и недорогой вариант в легковых автомобилях.
    • Емкостный (капацитивный) — измеряет уровень топлива по изменению электрической емкости между электродами. Используется в некоторых современных легковых автомобилях и телематических системах (например, на грузовиках с GPS-мониторингом). По этому же принципу сегодня работают, например, и многие датчики антифриза или «омывайки».

    Есть и более экзотические варианты. Укажем их для общего понимания, но отметим, что в легковом сегменте они не применяются. Сфера использования включает грузовой и иной коммерческий транспорт, а также судовые и узкоспециализированные системы.

    • Ультразвуковой — определяет уровень по времени отражения сигнала от поверхности топлива. Бесконтактный и долговечный, но дорогой.
    • Частотный — формирует импульсный сигнал, частота которого зависит от уровня топлива. Использует схожий с реостатным общий принцип (преобразование аналогового значения в цифру), но отличается более высокой точностью и помехоустойчивостью.

    У большинства современных автомобилей ДУТ объединен с топливным насосом в одном модуле

    Принцип работы датчика уровня топлива

    Опишем два самых распространенных типа на серийных автомобилях — реостатный и емкостный.

    Реостатный (поплавковый)

  • В баке установлен поплавок, соединенный с подвижным рычагом. Рычаг перемещает ползунок по резистивной дорожке (реостату).
  • При изменении уровня топлива сопротивление реостата соответствующим образом меняется.
  • Текущее значение сопротивления передается на приборную панель — стрелка указателя отклоняется, показывая уровень.
  • Плюсы: простота, низкая стоимость, ремонтопригодность (если есть желание и навыки).

    Минусы: со временем дорожка изнашивается, и стрелка может показывать неточно.

    Емкостный

  • В бак погружен измерительный зонд, состоящий из двух электродов.
  • Между электродами образуется конденсатор — не физически, а электрически: два электрода и пространство между ними — это и есть конденсатор.
  • При изменении уровня топлива меняется диэлектрическая проницаемость среды (соотношение топливо/воздух между электродами). Соответственно меняется и емкость конденсатора.
  • Электроника датчика преобразует изменение емкости в электрический сигнал, который считывает ЭБУ.
  • Плюсы: высокая точность, долговечность, нечувствительность к вибрациям.

    Минусы: дороже поплавкового.

    Не работает датчик уровня топлива: причины

    Если стрелка указателя зависла, дергается или показывает неточно — дело, скорее всего, в самом датчике. Тем не менее, вероятны и другие причины — вот полный список:

    • износ или поломка поплавка (для реостатных);
    • повреждение дорожки потенциометра (для реостатных);
    • повреждение или окисление контактов разъема;
    • перегоревший предохранитель на цепь, где висит ДУТ;
    • обрыв провода сигнала или массы на датчик;
    • сбой в комбинации приборов или ЭБУ.

    Если стрелка указателя зависла, дергается или показывает неточно — дело, скорее всего, в самом датчике 

    Читать также:
    Пять важных изменений для водителей с июля. Об этом должен знать каждый

    Как проверить датчик уровня топлива

    Проверить ДУТ можно мультиметром. Методы для электромеханического и емкостного будут несколько различаться.

    Для электромеханического

  • Снимите минусовую клемму аккумулятора.
  • Достаньте модуль топливного насоса с датчиком (обычно под задним сиденьем). Будьте аккуратны со штангой поплавка, её нельзя гнуть.
  • Осмотрите детали на наличие повреждений. Стесанный подвижный металлический контакт или затертые резистивные полоски на ответной (неподвижной) части будут указывать на вероятную причину сбоя.
  • Подключите мультиметр к выводам датчика в режиме измерения сопротивления. Обычно сопротивление ДУТа лежит в пределах до 300-500 Ом, но это нужно заранее уточнить в Руководстве для конкретного автомобиля.
  • Аккуратно перемещайте поплавок вверх-вниз. Если сопротивление не меняется или скачет хаотично — датчик неисправен.
  • Для емкостного

    Различия с описанной выше процедурой будут в отсутствии поплавка и иных подвижных частей. Соответственно, кроме осмотра на явные повреждения и замера сопротивления проверять в таком ДУТ просто нечего. Можно извлечь датчик из сборки бензонасоса, подключить к мультиметру и опускать в воду, наблюдая за показателями сопротивления. Если результаты будут плавать или меняться хаотично — датчик нужно менять.

    Как заменить датчика уровня топлива

    ДУТ можно заменить своими руками, если есть доступ к баку и базовый набор инструмента. Также стоит заранее убедиться, что дело не в проводке, предохранителе или приборной панели. Ремонтировать старый датчик обычно бессмысленно — проще поставить новый. Общая последовательность будет следующей.

  • Снимите минусовую клемму с АКБ.
  • Сбросьте давление в топливной системе (например, через клапан на топливной рампе).
  • Откройте лючок доступа к топливному насосу (обычно под задними сиденьями, иногда в багажнике).
  • Отсоедините разъёмы подачи/слива (обратки) от сборки бензонасоса.
  • Извлеките модуль насоса с датчиком.
  • Замените датчик новым (или модуль в сборе).
  • Установите всё в обратной последовательности и проверьте работу.
  • Важно! Перед заменой уточните артикул по VIN или номеру на самом датчике — даже в рамках одной модели машины ДУТы могут отличаться.

    Датчик уровня топлива можно заменить своими руками, если есть доступ к баку и базовый набор инструмента

    Частые вопросы

    Можно ли ездить с неисправным датчиком уровня топлива?

    Технически — да, двигатель работать будет. Другой вопрос, что можно просто внезапно заглохнуть в пути. Кроме того, ЭБУ современных автомобилей использует данные ДУТа для расчёта адаптаций — без них может нарушиться корректность показаний расхода.

    Как откалибровать новый датчик уровня топлива?

    Калибровка ДУТ в большинстве случаев не требуется, так как адаптация после замены происходит автоматически — достаточно лишь залить полный бак. Тем не менее, в ряде случаев новый датчик может показывать некорректные значения, и «лечится» это определенной последовательностью действий (с зажиганием, разъемом датчика и т.п.). Для каждого автомобиля она будет своя — подобные сервисные тонкости можно узнать в Руководстве по ремонту или на тематических конференциях.

    Почему стрелка уровня топлива «живёт своей жизнью»?

    Такое характерно преимущественно для автомобилей с поплавковыми датчиками. При езде по ощутимо неровной дороге или резком торможении топливо в баке плещется, и поплавок постоянно меняет уровень вместе с ним. Чтобы стрелку не «лихорадило» ежеминутно, в системе предусмотрена специальная компенсация скачков сигнала (задержка показаний). Но часто она либо изначально плохо работает (некоторые отечественные машины), либо теряет эффективность с годами.

    Если же показания скачут даже на ровной дороге — вероятно, изношен потенциометр в датчике или есть проблемы с проводкой/контактами в приборной панели.

    Главное о датчике уровня топлива

    • Датчик уровня топлива (ДУТ) определяет количество топлива в баке и передаёт сигнал на приборную панель и блок управления двигателем.
    • Для массового автомобилестроения различают поплавковые, ёмкостные и (реже) ультразвуковые типы.
    • Основные признаки неисправности — зависшая стрелка, некорректные показания или постоянные «плавания» значений.
    • Проверка выполняется визуально и мультиметром, а замена часто возможна своими руками.
    • Без исправного датчика ездить можно, но велик риск внезапно заглохнуть.

    Читайте также:

    Авторы Теги Илья Калинчиков