Что изменится для водителей в июле 2025 года

В июле российских автомобилистов ждет целый ряд важных изменений: некоторые штрафы многократно вырастут, а за наличием ОСАГО начнут следить дорожные камеры

В июле российских водителей ждет ряд изменений, некоторые из них начнут действовать с 1-го числа, другие вступят в силу во второй половине месяца. Самые важные нововведения — в обзоре Autonews.ru.

1. Наличие ОСАГО проверят камеры

Ключевым нововведением для российских водителей в июле 2025 года станет запуск автоматического контроля за наличием действующего полиса ОСАГО: он будет вестись с помощью дорожных камер.

Пока речь идет лишь о пилотном запуске. Как минимум до конца 2025 года штрафы при выявлении нарушения выписываться не будут. Единственным последствием станет письмо-предупреждение на «Госуслугах» о необходимости оформить страховку. Штрафы система начнет рассылать с 1 января 2026 года.

Запуск автоматической проверки полисов ОСАГО неоднократно переносился. Предыдущий срок был назначен на 1 марта текущего года, но подготовить систему не успели. В ходе согласования проекта возникли вопросы, требовавшие дополнительного прояснения. Впервые информация о том, что проверять ОСАГО будут камеры, распространилась в октябре 2024 года. В мае 2025-го президент России Владимир Путин поручил принять дополнительные меры для борьбы с водителями без полиса ОСАГО. Соответствующие предложения должны быть подготовлены до 1 ноября.

Для фиксации нарушений по ст. 12.37 КоАП (несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев) поручено обеспечить применение автоматических камер фото- и видеофиксации.

Пока штраф за езду без ОСАГО составляет 800 руб., а за повторное нарушение — от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

2. Лимиты на выдачу автокредитов снизятся

С 1 июля вводятся макропруденциальные лимиты на автокредиты и потребительские кредиты под залог транспортного средства. Соответствующее решение было принято советом директоров Центробанка в апреле. Нововведение касается банков с универсальной лицензией и микрофинансовых организаций (МФО).

В ЦБ подчеркнули, что новое ограничение не повлияет на возможность получить такой кредит для граждан, приобретающих автомобили. Оно вводится в связи с тем, что банки и МФО активно выдавали займы в виде залога транспортного средства, однако получателями их большей части (58%) оказались граждане с долговой нагрузкой свыше 50%. По новым правилам доля автокредитов с предельной долговой нагрузкой (ПДН) более 80% не должна превышать 5%.

3. Выплаты по европротоколу вырастут

С 1 июля 2025 года начнет действовать закон о повышении размера страхового возмещения при оформлении ДТП по европротоколу без участия представителей полиции при наличии разногласий у участников инцидента.

Читать также:
100% предоплата и без гарантий. Как продают в России машины по предзаказу

Закон об увеличении выплат по европротоколу до 200 тыс. руб. был подписан Путиным в конце июня. Прежний лимит выплат ограничивался 100 тыс. руб. Эта сумма останется актуальной в случае выплат по европротоколу, если водители не сделали фотографии с места ДТП. Такая мера помогает страховщикам оградить себя от мошенников, которые пытаются нажиться за счет фейковых инцидентов.

При отсутствии разногласий между участниками ДТП пострадавший все так же сможет рассчитывать на сумму до 400 тыс. руб. при условии фиксации места происшествия на фото с помощью специального приложения.

4. Нарушителей весогабаритного контроля накажут строже

Распространяется нововведение и на случаи, когда водитель грузовика отказывается остановиться в пункте транспортного контроля по требованию полиции или должностного лица.

Возникнут проблемы у перевозчиков и в случае нарушения порядка, способов и сроков размещения информации в системе выдачи спецразрешений на движение по дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспорта. Для водителя штраф составит 3–5 тыс. руб., для должностного лица — 20–30 тыс. руб., для юридического лица — 50–150 тыс. руб. Аналогичные штрафы грозят и компаниям, не предоставившим информацию в базу выдачи пропусков.

5. Штраф за отказ от остановки по требованию ГИБДД увеличится в 12,5 раза

Законопроект об увеличении штрафа за неостановку по требованию сотрудника полиции был окончательно принят Госдумой в конце июня. 2 июля документ будет рассмотрен Советом Федерации, а после подписания президентом и спустя десять дней после его официального опубликования изменения официально вступят в силу. Ориентировочно, это может случиться ближе к концу июля.

Законом многократно ужесточается наказание за отказ водителей от остановки по требованию сотрудника полиции. Если сейчас за это нарушение выписывается штраф в 500–800 руб., то после вступления в силу поправок он вырастет до 7–10 тыс. руб. Кроме того, ч. 2 ст. 12.25 КоАП дополнится положением об ответственности за повторное нарушение. За рецидив водителей будут лишать прав на срок до шести месяцев.

Несмотря на увеличение наказания в 12,5 раза доказать вину водителя по данному правонарушению остается непросто. В постановлении пленума Верховного суда от 24 марта 2005 года говорится, что любые неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица. В суде водители нередко ссылаются на то, что не заметили указания инспектора, и тем самым снимают с себя вину за вменяемое нарушение.

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов