Эксперт Забора перечислил отличия фейковых фотографий в автообъявлениях

Почему красивая фотография машины в интернете не гарантия подлинности выставленного в продажу экземпляра и как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

Дмитрий Забора

В чем заблуждаются многие покупатели, желающие купить машину за границей? Почему практически невозможно определить мошенников, и как разнятся сроки поставок иномарок из Кореи, Китая и Японии. На эти и многие другие вопросы Autonews.ru ответил Дмитрий Забора, руководитель сервиса заказа автомобилей из-за рубежа Carwin.ru.

В проекте «Параллельщики» мы даем возможность высказаться тем, кто привозит машины через альтернативные каналы поставок. У всех героев есть сформированная репутация, медийный вес и большой опыт работы в сфере параллельного импорта. Однако помните: даже обращаясь к известным продавцам, нужно тщательно проверять документы, читать договор и уточнять важные детали. Данный материал не является рекомендацией услуг того или иного продавца.

— Когда вы вышли на рынок и сколько машин привезли за это время?

— Carwin.ru был задуман в конце 2007 года, в феврале 2008-го заработал сайт и началась полноценная деятельность. Хорошо помним тот период, тогда во Владивостоке была автомобильная эйфория, объявления фирм по заказу авто чуть ли не на каждом углу висели. Правда, все чуть не закончилось в конце этого же 2008 года с введением новых пошлин, которые очень сильно ударили по авторынку. Многие тогда ушли с этой темы, а мы остались, теперь за плечами больше 10 тыс. привезенных авто.

— Назовите главную опасность при заказе машины?

— Если убрать очевидную, но легко предсказуемую опасность «а вдруг мошенники», то главные причины разочарования в покупке — это спешка и нежелание клиента вникать в какие-то детали. Сейчас век быстрого принятия решений, люди не любят долго читать, вникать, часто выбирают эмоциями по красивым картинкам.

— Покупают не то, что нужно? Вы о чем?

— Например, возьмем «Мерседес» А-класса W177 с двухлитровым М260. Хорошо известная проблема с клапанами и падением компрессии. Обычно становится заметна слишком поздно — по горящему чеку и пропускам зажигания. Это конструктивный просчет, который лечится только заменой ГБЦ в сборе. Дефект известный, касается многих моделей, в том числе и популярных GLB, GLA и CLA. Стоит перед покупкой буквально немного почитать про эти машины или моторы, и сразу понятно, что не все современные «Мерседесы» можно покупать.

Mercedes-Benz CLA

— А еще примеры?

— Обратный пример — хочу машину из Японии строго с автоматом. Старым и надежным. Никаких вариаторов, они все ломучие, вот у соседа сломался. А машины с классическим гидротрансформатором из Японии — это в основном только «Мазды» и какие-то совсем старые модели «Тойоты» или «Хонды», выбора фактически нет. При этом современные вариаторы спокойно ходят 250+ тыс. км при должном уходе. Но приходится подбирать клиенту какую-то старую модель, иногда закрывая глаза на ржавчину и отсутствие выбора на аукционах. А ведь разобраться в надежности вариаторов несложно, сейчас есть масса клубных каналов и чатов с живыми отзывами и описанием опытом владения.

— В чем критически ошибаются покупатели?

— Самое распространенное (оно же и опасное) — это сверхбыстрая покупка авто с аукциона. Вот мне не сегодня надо, даже вчера купить, некогда сидеть картинки разглядывать. Поставлю на лот с оценкой 4.5, вот завтра красненькая симпатичная торгуется, переплачу немного, но быстро заберу, придет как новая. Оценка 4.5 же. А оценка 4.5 сейчас — это может быть два-три крашеных элемента. Или много мелких, но заметных дефектов по кузову. И ставят 4.5 таким машинам только за маленький пробег. Мы такие ситуации фильтруем как можем, во всех гайдах на сайте прописаны подобные истории, но даже так не всегда можем победить желание купить быстро и не вникая.

— Но это выбор покупателя. А что-то более роковое при оформлении совершают?

— Отдельно стоит упомянуть уплату пошлины. Как известно, платеж должен быть строго от того, на кого оформляется машина, не от друзей/родственников, иначе придется возвращать деньги с таможни и платить заново, это очень небыстро. И у нас был реальный случай, дословно: «Да у меня отец около банка всегда проходит после работы, мне некогда, ну я попросил его зайти оплатить за меня». И все, задержка на месяц. В этом-то и опасность, что невнимательность, нежелание дочитать инструкции до конца приводит к серьезным расходам и изменению планов. И повлиять на такое с нашей стороны не всегда возможно. Часто встречается классическая ситуация: «Я вчера уплатил пошлину, сегодня прилетаю во Владивосток, где мне забрать машину? Не готово еще? А я подумал, что быстро. Нет, ничего не читал, что вы писали, просто я подумал, что тут быстро…» И приходится неделю в гостинице жить.

— Назовите первый признак того, что перед покупателем — мошенник?

— Нет таких признаков. Грамотный мошенник будет делать все по гайду:

  • красивый сайт, где много фотографий, автовозы, машины, стоянки, упоминание, что 20 лет на рынке и прочее;
  • моментальная реакция на запрос, сразу выход на контакт с клиентом, интересные предложения, быстрые ответы на вопросы;
  • отзывы в поисковиках и на сайте, накрученные просмотры в соцсетях, «правильные» комментарии, сейчас это все делается быстро и за копейки;
  • даже предоплату могут принимать на юрлицо, а не на карты физлица — принято считать, что так всегда действуют настоящие мошенники;
  • и, конечно, никаких сильно заниженных цен, чтобы не вызвать подозрение. Цены будут чуть ниже рынка, и всегда будет появляться какое-то особо интересное предложение.

Обычному обывателю очень сложно во всем этом разбираться, мало кто пойдет смотреть, когда зарегистрировано было ООО и что там мелкими буквами прописано в договоре, особенно когда показывают горящее предложение. Поэтому один из самых простых, но эффективных способов проверки на мошенничество — это поискать, сколько действительно работает эта компания. Старые посты в соцсетях, упоминание в СМИ, какие-то публикации на сайте. Буквально за пару минут поиска будет понятна реальная картина происхождения компании, и можно будет сделать выводы.

Читать также:
Zeekr показал универсал 007 GT. У модели четыре версии

— ⁠Застрахован ли автомобиль в процессе доставки?

— Если речь идет об ответственности грузоперевозчика, то да, практически на всех этапах груз застрахован, новые повреждения будут отремонтированы за счет грузоперевозчика. Но кроме случаев форс-мажора. Они бывают редко, но иногда прямо очень метко. Года четыре назад был сильный шторм в Японии, у нас на стоянке в Кобе мелкими летающими камнями повыбивало стекла, а следы на боковых панелях были — как будто дробью стреляли. В это же время в затопленной Йокогаме машины плавали по стоянке и бились друг об друга. Да, такое бывает редко, но бывает, виноватых вроде нет, это стихийное бедствие, но всегда берем ответственность на себя, даже вне рамок договорных отношений.

Ну и отдельный случай — это пожар на судне «Ангара» в 2022 году. У нас там три машины сгорело, три пострадало. Мы клиентам тоже все выплатили сразу, думали, быстро рассчитается и судоходная компания, на форс-мажор было совсем не похоже. Но нет, дошло до судебной тяжбы, до сих пор полную компенсацию мы не получили.

— ⁠Проверяете ли автомобили перед выдачей?

— Базовый осмотр с фотоописью всегда проводим, обычно большего не требуется. Если есть какие-то замечания: например, посторонний шум при езде или не понравится, как работает двигатель/трансмиссия, — то однозначно перед выдачей поедем на диагностику. Но такое редко бывает, обычно только зимой всякие приключения начинаются с аккумуляторами и чеком на панели. Греем, меняем или заряжаем АКБ, снимаем ошибки, после этого только выдаем или перегоняем на отправку.

—⁠ Даете ли гарантию на машины с пробегом?

— У нас когда-то был пик запросов на гарантию на вариаторы, тогда Nissan Note/Juke были очень популярны, а у них ставился JF015e от Jatco первой редакции, достаточно ломучая штука. Мы согласились бесплатно давать гарантию, но при условии покупки машины с пробегом до 20 тыс. км и аукционной оценкой 5. Думаете, много было желающих? Ни одного! Так как машины с таким пробегом достаточно дорогие. Все же хотят купить с пробегом 70–80 тыс. км и получить гарантию.

Поэтому в целом гарантия на авто с пробегом не очень актуальна, ведь если машина подобрана качественно и с небольшим пробегом, то вероятность каких-то проблем при правильном дальнейшем обслуживании близка к нулевой, все это понимают. Ну, а если машина с большим пробегом и возрастом старше пяти—семи лет, при этом покупается по минимальной рыночной стоимости, то гарантийные обязательства с нашей стороны должны быть очень хорошо продуманы, и это явно увеличит стоимость авто для клиента. Поэтому подобная услуга в целом не будет востребована, об этом даже не спрашивают.

— ⁠Какая этапность у процесса: договор, поиски, деньги?

— Сначала всегда общение с клиентом, это самое важное, а иногда и самое сложное в процессе покупки автомобиля. Все доски объявлений типа «Дрома» просто завалены предложениями «на заказ», цены там такие, что прямо самим заказать хочется. Но разговор в таких случаях всегда приходит к стандартному «Этой машины уже нет, но можно заказать такую же, чуть дороже…». Поэтому всегда сначала обозначаем реальные цены, за которые можно привезти тот или иной автомобиль, со всеми нюансами и особенностями рынка продажи.

Многие пробуют сами посчитать, заходят на китайскую доску объявлений, предложений там всегда очень много, фотографируют китайцы тоже красиво. И, конечно, берут за основу для расчета минимальные цены. А минимальные цены — это всегда в лучшем случае три—пять крашеных элементов, в худшем — последствия тяжелого ДТП или просто не отдадут на экспорт.

Поэтому сначала коммуникации с клиентами без пустых обещаний «Попробуем уложиться в ваш бюджет»,  а после всех согласований — уже рутинные «договор, деньги, поиск».

— ⁠Какие сроки доставки?

— Япония, Китай, Корея — почти всегда стандартные три с половиной — четыре недели до Владивостока. Иногда чуть быстрее, в пиковый летний период с очередями на границе и отпусками в таможне — чуть дольше.

— ⁠В какой валюте расчет? И какие есть подводные камни?

— По порядку.

Япония

Принимаем все в рублях на расчетный счет нашей компании, сами платим в Японию за клиента, причем условия для оплаты даем даже лучше, чем если клиент сам пойдет в банк. Да и банков для самостоятельной оплаты в Японию клиентами сейчас можно по пальцам пересчитать: они же почти все под санкциями. В Краснодаре, например, ни одного нет.

Китай

Клиенты платят сами через банки с конвертацией «рубль → юань». Мы пытаемся сделать такую же схему, как с Японией, чтобы мы сами могли за клиента платить, а он не ездил в соседний город в поисках банка, но это прямо сложно. Целую поэму можем уже написать о работе китайских банков с российскими юрлицами. За плечами три пробных зависших платежа, которые очень долго возвращаются обратно, но мы не сдаемся. Будем дальше пробовать до победного.

Корея

Почти всегда только крипта, особенно если санкционный автомобиль. Крипта — это вроде просто (фактически подъехать к обменнику с рублями на 10 минут), но со своими нюансами, о которых никто не рассказывает. Например, что не будет нормальной отчетности перед налоговой, если захочется продать автомобиль раньше трех лет владения им. И у таможни все чаще и чаще вопросы по такой оплате возникают, и не всегда это решается быстро и просто.

Читайте также:

Авторы Теги Алексей Панков