Содержание:
Solaris продемонстрировал положительную динамику продаж
Autonews.ru изучил тренды российского авторынка по итогам первого квартала 2025 года
Рынок продолжает демонстрировать отрицательную динамику. Согласно данным агентства «Автостат», за первый квартал было реализовано 399,8 тыс. новых автомобилей. Этот показатель на 28% ниже, чем за аналогичный период минувшего года, когда продажи составили 554 тыс. штук. Autonews.ru разобрался в изменениях автомобильного сектора страны.
Легковые пертурбации
Особенно тревожной выглядит ситуация в сегменте новых легковых автомобилей. Падение — 27% по сравнению с январем—апрелем 2024 года. Всего за отчетный период было продано 342 278 машин против 465 709 штук годом ранее.
Анализ помесячных данных позволяет выявить несколько важных тенденций:
- Наиболее заметное падение продаж произошло в марте (-46% к марту 2024 года).
- В апреле негативная динамика несколько смягчилась (-26%).
- Однако по сравнению с мартом текущего года апрельские продажи показали рост на 28%.
Лидеры и аутсайдеры
Среди автомобильных брендов ситуация складывается неоднозначно. Абсолютным лидером продаж остается Lada, несмотря на 33-процентное падение по сравнению с прошлым годом. В апреле 2025 года было реализовано 28 523 автомобиля этой марки (42 594 годом ранее). Рыночная доля бренда сократилась с 31,4 до 28,4%.
Особого внимания заслуживает тот факт, что из топ-10 самых продаваемых марок только две показали положительную динамику:
- Belgee (+29%, 3909 штук);
- Solaris (+130%, 2300 штук).
Наибольшее падение продемонстрировали:
- Omoda (-46%, 2619 штук);
- Changan (-46%, 4490 штук).
Кроссоверный микс
Несмотря на общее падение, сегмент SUV продолжает демонстрировать положительную динамику. За первые четыре месяца этого года в России было продано 164 898 кроссоверов. При этом данный показатель скромнее на 30,6%, чем за аналогичный период в прошлом году. Но также стоит отметить, что доля SUV относительно всех проданных транспортных средств выросла до рекордных 68,2%.
Топ-3 самых популярных кроссоверов:
- Haval Jolion — 11 879 штук (-26%);
- Chery Tiggo 7 Pro Max — 11 066 штук (+15%);
- Lada Niva Travel — 8657 штук (-32%).
Интересно отметить, что китайские производители продолжают укреплять свои позиции в этом сегменте, занимая восемь позиций из десяти в рейтинге самых продаваемых SUV.
Коммерческий транспорт
Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в первом квартале 2025 года сократился на 20%, до 18 143 штук. При этом наблюдаются любопытные тенденции в распределении долей рынка.
- Российские производители сохраняют доминирование с долей 93% (16 476 штук).
- Китайские бренды демонстрируют рост с 687 до 750 штук.
- Доля китайских LCV достигла 4,2% (+1,2 процентного пункта).
Лидером среди китайских коммерческих автомобилей стал Foton с впечатляющим ростом продаж на 168% (с 131 до 351 штуки).
Вторичка
Чуть лучше ситуация на вторичном рынке, который демонстрирует более устойчивые показатели. За прошлый месяц в России продали 603,7 тыс. автомобилей. Это всего лишь на 3,1% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. А сравнивая с мартом 2025 года, эксперты и вовсе отмечают рост на 12,4%.
Основные тренды вторичного рынка:
- легковые автомобили: 531,6 тыс. штук (+12,9% к марту, -3,2% к апрелю 2024 года);
- пикапы: рост на 5,5% в годовом выражении;
- LCV: +9,2% к марту, но -1,8% к апрелю 2024 года;
- тяжелые грузовики: +9,6% к марту, -5,2% к прошлому году.
Перспективы авторынка
С одной стороны, продолжается переориентация потребителей на китайские бренды. С другой — сохраняется высокий спрос на подержанные автомобили как более доступную альтернативу новым.
Авторы Теги Алексей Панков