Содержание:
Autonews.ru перечислил важные изменения для автомобилистов в начале 2024 года
Эксперимент по отмене мигающего зеленого сигнала, светофоры с необычными секциями и продление прав: что изменилось для водителей к началу 2024 года
Очередной список изменений и экспериментов уже запустили для автомобилистов в начале 2024 года. Что важно знать, чтобы не получить штраф и не попасть в ДТП из-за непривычной организации дорожного движения.
Отмена мигающего зеленого на светофорах
Пропускать привычную мигающую зеленую фазу светофоры в Москве начали в конце 2023 года: такой светофор появился в Зеленограде. В 2024 году нововведение начали использовать при организации дорожного движения в других городах: к ним присоединились Южно-Сахалинск и Владивосток. Такие изменения начали тестировать, чтобы приучить водителей плавно тормозить перед перекрестками, а не ускоряться в попытке проскочить на мигающий зеленый. Сколько продлится такой эксперимент, пока неизвестно. Однако, как отметил в беседе с Autonews.ru руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский, чтобы накопить статистику по полученному эффекту, 3-4 месяцев недостаточно. По его мнению, выводы можно будет сделать примерно через год после начала эксперимента, а самих светофоров без мигающего «зеленого» на дорогах нужно устанавливать больше.
«Чтобы проводить эксперименты, никаких изменений в ПДД вносить не нужно. В настройках светофоров можно просто отменять мигающий зеленый — это ничему не будет противоречить. А вот ГОСТы при переходе на постоянную практику нужно будет подправить. В том числе — разрешить желтому сигналу светофора гореть не 3 секунды, как сейчас, а дольше. В зависимости от дорожных условий: скорости и количеству полос», — говорит Шумский.
Эксперт привел пример, что в Европе или США «желтый» может мигать 4-6 сек.: чтобы автомобили успели затормозить. В России же, по ГОСТу, желтый может мигать только 3 секунды. При этом, по данным эксперта, в Южно-Сахалинске все-таки желтая фаза мигает 4 секунды.
«Нужно понятно переписать пункт 6.2. ПДД, который разъясняет работу сигналов светофора. Так, зеленый мигающий у нас вроде как разрешающий и на него можно проезжать. Но при этом на последнюю долю третьего сигнала мигающего зеленого еще ехать можно, а ровно через полсекунды ты уже нарушитель. То есть у водителя есть полсекунды между тем, чтобы соблюсти ПДД или считаться нарушителем. А ведь на дороге может быть снег или сзади может очень близко ехать другой водитель — все это надо успеть учесть», — рассуждает Шумский.
Также, по его словам, пока неоднозначно трактуется и работа желтого сигнала: это и запрещающий сигнал, и разрешающий, и предупреждающий. Получается, что каждый водитель по-своему трактует этот сигнал.
Новые светящиеся светофоры
Первые необычный светофор со светящейся контурной подсветкой по периметру начали тестировать в Москве. Его установили на пересечении Краснопресненской набережной и улицы 1905 года. Модель «Сириус» отличается от привычного плоского светофора контурной подсветкой по периметру, которая повторяет цвет горящего сигнала.
Водители уже отметили, что такой светофор гораздо лучше видно издали. В случае если модель зарекомендует себя с положительной стороны, такие устройства поставят и на других перекрестках.
Новый штраф с камер — за не пропущенного к трамваю пешехода
В России камеры начали фиксировать нарушение правил проезда возле трамвайных остановок. Первый комплекс заработал в Москве. Как рассказали в Центре организации дорожного движения, это должно сделать посадку и высадку пассажиров безопаснее. Камера фиксирует траекторию и скорость движения автомобиля и делает несколько снимков: если водитель не пропустит пешехода, ему придет штраф — 1 500 руб. На него распространяется скидка 50%, если успеть оплатить эту сумму в течение 20 дней.
Чтобы не получить штраф, водители должны остановиться перед разметкой 1.17.2 (обозначает места остановок трамваев) в тот момент, когда на стоящем трамвае включилось световое табло с надписью «Внимание, пассажир!». Если такой разметки нет, то водитель должен остановиться непосредственно перед самим трамваем, не создавая при этом помех пешеходам, которые входят в трамвай и выходят из него. Водителям можно продолжать движение только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!». При этом, согласно ПДД, даже если на дороге нет пешеходов, но табло горит, ехать водителю нельзя.
Автомобилистам продлили срок действия прав
В МВД решили продлить работу удостоверений, срок действия которых истекает в 2024 и в 2025 годах. Их обладатели могут прибавить к этому сроку еще три года.
Таким образом, к примеру, если права у водителя истекают 30 января 2024 года, ездить по ним в России можно будет до 30 января 2027 года. Как пояснили Autonews.ru опрошенные инспекторы ГИБДД, у них в базах эти документы при проверке будут считаться действительными. При этом за пределами России такие документы будут считаться недействительными: за границей обладателям «продленных» прав будут грозить штрафы. Поэтому тем, кто выезжает заграницу, документ в любом случае придется продлить, пройдя медкомиссию на права и оплатив госпошлину.
Штрафов за среднюю скорость пока не будет
С 1 сентября 2024 года в ПДД могут добавить понятие о средней скорости и требование ее соблюдать. Определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД будет звучать следующим образом: «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».
Согласно проекту, в пункте 10.1. правил фраза «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней».
Соответствующие поправки предложил Минтранс (изначально планировалось, что они вступят в силу 1 марта 2024-го). Однако в МВД идею наказывать водителей раскритиковали еще в конце 2023 года и пока перспектива возврата такой фиксации маловероятна.
Штраф с камер за поездки без ОСАГО
Чуть больше перспектив по запуску фотофиксации поездок без ОСАГО. Об этом в 2024 году в очередной раз заявили во Всероссийском союзе страховщиков. Штрафовать автомобилистов без ОСАГО планируется согласно КоАП — на 800 руб. не чаще раза в сутки и только нарушителей ПДД.
К примеру, если водитель превысил скорость и попал в объектив дорожной камеры, система проверит у нарушителя и полис ОСАГО. Если же автомобилист не оплатил платную парковку и получил за это штраф, камеры наличие полиса ОСАГО проверять не будут.