Эксперт Шапарин: МВД не готовит повышения штрафов, но камер станет больше

К 2030 году смертность на российских дорогах должна снизиться в 1,5 раза. Это следует из проекта стратегии повышения безопасности дорожного движения. Мы выяснили, стоит ли водителям ждать очередного «закручивания гаек»

В проекте стратегии повышения безопасности дорожного движения, опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, МВД обозначило ключевые проблемы, негативно влияющие на безопасность дорожного движения в России. Без их решения будет сложно или невозможно достигнуть намеченных целей по снижению смертности в 1,5 раза к 2030 году и в 2 — к 2036-му. Autonews.ru совместно с экспертами разобрался, стоит ли водителям опасаться очередного «закручивания гаек» и повышения штрафов за нарушения ПДД.

Правительству России предлагается в 6-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации стратегии. Отмечается, что «повышение безопасности дорожного движения способствует достижению национальных целей развития Российской Федерации, таких как комфортная и безопасная среда для жизни, а также сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи». В документе подчеркивается, что его положения «должны учитываться при разработке, корректировке и реализации других документов стратегического планирования, в том числе программ, проектов, основных планов деятельности в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения».

Подчеркнем, что данный документ содержит лишь аналитические данные, на которые властям стоит обратить пристальное внимание для достижения намеченных целей. Это совокупность направлений, а не готовые решения.

Проблемы, обозначенные МВД

По подсчетам ведомства, в период с 2004 по 2024 год число погибших
‎в дорожно-транспортных происшествиях в России снизилось более чем
‎в два раза, с 34 506 до 14 403 человек. Но есть и проблемные категории с негативной статистикой. Также отмечается, что уровень смертности на отечественных дорогах по-прежнему очень высок. В частности, в 2024 году социальный риск оказался вдвое выше по сравнению со средним показателем в Европейском союзе (4,4). Из-за ДТП со смертельным исходом, по подсчетам авторов документа, за период с 2018 по 2024 годы в стране не родились более 20 тыс. детей. За один лишь 2023 год ущерб от ДТП в России превысил 1 трлн руб. В отдельно взятых регионах (Калмыкия, Алтай, Белгородская и Костромская области, а также Хабаровский край) в 2024 году отмечено увеличение числа ДТП относительно 2017 года, а половина погибших в ДТП приходится всего на 20 субъектов Федерации.

В МВД подчеркнули, что «существующие меры не всегда позволяют оказать должное профилактическое влияние на нарушителя, в том числе по причине несоразмерности наказания угрозам, создаваемым нарушением». Также в министерстве отметили, что «отдельные участники дорожного движения имеют устойчивую модель противоправного поведения и систематически пренебрегают установленными требованиями».

К числу наиболее опасных явлений, требующих пристального внимания властей, МВД отнесло массовое нарушение водителями скоростного режима: в 2024 году на происшествия, связанные с этим нарушением, пришлось 27,1% смертельных случаев, а за 7 последних лет число погибших в таких ДТП выросло в 1,5 раза. Четверть всех погибших (в 2024 году — 25,3%) пришлось на «пьяные» ДТП, а сами пьяные водители виновны в 9 из 10 аварий с их участием. Число погибших в авариях с участием лиц в наркотическом опьянении в 2024 году выросло на 34,5% по сравнению с 2023 годом, а за 7 лет — более чем в 1,5 раза.

К числу других проблем в МВД отнесли:

  • массовое неиспользование водителями ремней безопасности и мотошлемов;
  • отвлечение во время движения на мобильные телефоны;
  • выезд на дороги лиц без права управления транспортом (доля ДТП с участием таких лиц в 2024 году — более 10%);
  • участие в дорожном движении лиц с медицинскими противопоказаниями;
  • присутствие на дорогах детей-водителей (в 2017–2024 гг. число погибших детей-водителей выросло в 2,5 раза, а раненых — в пять раз);
  • повышение аварийности среди пожилых участников дорожного движения в возрасте 60 и более лет и по вине начинающих водителей;
  • рост числа ДТП по вине водителей-граждан иностранных государств.

Не забыли упомянуть в стратегии и онлайн-площадки, занимающиеся торговлей товарами и услугами, которые «способствуют противоправной деятельности». К таковым относятся, в частности, рамки, позволяющие скрывать госномера, «заглушки» для замков ремней безопасности, суррогатные детские удерживающие устройства.

Читать также:
Самые эффектные девушки автосалона в Шанхае 2025. Фоторепортаж

Увеличат ли штрафы

Эксперты, опрошенные Autonews.ru, подчеркнули, что положения, содержащиеся в стратегии, лишь определяют приоритеты, цели и показатели, а также главные направления развития безопасности дорожного движения. На это прямо указывается и в пояснительной записке к документу. В документе уточняется, в каких именно направлениях будут двигаться профильные ведомства для достижения целевых показателей.

По мнению президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, в проекте документа не содержится однозначного указания на «закручивание гаек» или ужесточение нормативной базы, а также на увеличение штрафов.

«Давайте вспомним, как принималось нынешнее повышение штрафов. Ведь тогда даже члены общественного совета, МВД России высказывались против, а сейчас мы видим ту же скептическую позицию ведомства по поводу собираемости штрафов и так далее. Здесь нет однозначного вывода, что МВД нацелено на повышение штрафов. Я думаю, что, скорее, они нацелены на совершенствование той системы, которая есть сейчас», — конкретизировал собеседник.

Эксперт подчеркнул, что в стратегии содержатся слова про проактивное поведение при предотвращении ДТП.

«Мы полагаем, что это должно быть связано с установкой камер фото- и видеофиксации там, где еще нет очагов аварийности, где люди еще не погибли, но понятно, что точка сложная, большое количество аварий с железом, но трупов пока нет. В таких местах, я считаю, нужно ставить камеры. Мы надеемся, что под проактивностью министерство подразумевает именно такой подход», — пояснил Шапарин.

Отдельная роль в повышении безопасности дорожного движения отводится в Стратегии цифровой трансформации и ускоренному внедрению новых технологий, в том числе, с участием искусственного интеллекта.

Шапарин отметил, что в Стратегии ставятся ключевые вопросы безопасности, в частности контроль за использованием ремней безопасности с помощью камер, а также за применением детских кресел. Практическое применение в нормативной базе это находит далеко не всегда.

«К примеру, что касается ремней. Мы видим, что на всех популярных сайтах, во всех автомобильных магазинах продаются заглушки. Автомобиль с заглушками просто убивает людей, которые попадают на нем в аварию, но такие продукты все равно продаются. Здесь не хватает взаимодействия ГАИ и других подразделений МВД, других ведомств, которые должны пресечь продажу таких устройств, которые напрямую негативно влияют на безопасность дорожного движения», — конкретизировал эксперт.

Прокомментировал собеседник и то, что в год, по статистике МВД, выписывается по 600 тыс. протоколов за неиспользование детских кресел, фиксируется огромное количество погибших детей, «при этом формулировка, которую сейчас предлагается внести в нормативную базу и которую разрабатывали Минтранс и МВД, все равно оставляет целый ряд лазеек для тех, кто не хочет сохранить детям жизнь, и тех дельцов, которые готовы продавать любые устройства под видом детских удерживающих».

«Вместо того чтобы написать, что ребенок должен перевозиться в кресле или с бустером, нагородили какую-то чушь и предлагают эту чушь принимать. В стратегию закладываются визионерские вещи, которые говорят, как оно должно быть. Но как это реализуется на самом деле — большой вопрос», — отметил он.

Анна Уткина, директор по коммуникациям ГК «Автодом», отметила, что в проекте стратегии не указаны конкретные штрафы и ограничения, однако ее подписание может привести к определенным правовым и административным последствиям, изменениям в законодательстве и увеличению штрафных санкций.

«Например, авторы стратегии предлагают усилить надзор за соблюдением ПДД, ввести эффективные методы фиксации нарушений и установить строгие санкции. Также новый проект Стратегии подразумевает больший контроль за вождением в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что будет включать увеличение штрафов и усиление наказаний. Это может распространиться и на несоблюдение скоростного режима», — считает Уткина.

Число камер, отслеживающих использование мобильных устройств за рулем и автоматически выявляющих нарушения, будет расти. Это также может привести к росту размеров штрафов, пояснила эксперт.

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов