Лезть с вариатором на бездорожье — всё равно, что ехать в Тулу со своим самоваром. Не лучшая идея. Но российское представительство «Рено» с этим не согласилось и отправило новый «Дастер» с вариатором в заброшенный угольный карьер в Тульской области.
«Рено Дастер» нового поколения мы уже испытали весной, но тогда в тесте участвовали только машины с механической коробкой. А теперь пора познакомиться и с версией Duster CVT. Но сначала несколько слов об автомобиле в целом.
Во время первого знакомства салон машины оставил очень приятное впечатление — на контрасте крайне невзрачной и во многом неудобной машины предыдущего поколения. Но теперь, когда старый «Дастер» позабылся, в интерьере нового стали заметнее недостатки: бестолковые дефлекторы обдува, медлительная медиасистема, скудная навигация, неудобные наружные ручки дверей.
Впрочем, даже с этими замечаниями «Дастер» остаётся в целом удобным для водителя и пассажиров. Подвеска машины отлично работает на всех сортах асфальта, а управлять автомобилем легко и приятно. Да и цены на фоне подорожавших конкурентов не выглядят завышенными: от 1,2 млн рублей за полноприводный кроссовер в простой комплектации Life. Результаты продаж всё это подтверждают — за три с половиной месяца после запуска новый «Дастер» приобрели 13 тысяч клиентов по всей России.
В пользу модели играет и нетипично широкий для этого класса выбор двигателей. Более консервативные и взрослые покупатели выбирают бензиновые атмосферники или турбодизель. А мужчины среднего возраста из крупных городов (предыдущий «Дастер» они игнорировали) заказывают кроссоверы с новым турбомотором 1.3 TCe и тем самым вариатором, с которым лучше не съезжать с асфальта.
Почему появилась такая «народная мудрость»? Любое более-менее заметное бездорожье — это ударные нагрузки на трансмиссию: машина или упирается в препятствие, или буксует, или резко находит сцепление с грунтом. Плюс раскачка, езда внатяг… В таких режимах ремень вариатора может проскальзывать, а это уже приводит к задирам на рабочих поверхностях. Ну и дальше, понятно, ничего хорошего уже ждать не стоит.
Но это в теории, на практике всё не так безнадёжно. Современные технологии (например, использование гидротрансформатора, позволяющего защитить ремень от перегрузок) плюс просчитанная конструкция — и ваш вариатор готов к грязи, песку, камням и сложному рельефу.
В «Рено» над этим вопросом работали сразу по нескольким направлениям. Во-первых, для компактного «Дастера» взяли вариатор от более тяжёлых и мощных кроссоверов, то есть с дополнительным запасом прочности. Во-вторых, заказали поставщику, японской компании Jatco, спецификацию с усиленными компонентами.
Вариатор Jatco JF016E ставят на множество моделей марок Renault, Nissan и Mitsubishi
И, наконец, сделали специальную «прошивку» агрегата — такой нет у «Дастера» ни на одном другом рынке, только в СНГ. В режиме 4WD Lock гидротрансформатор блокируется при скорости вращения оси 45 км/ч вместо обычных 12 км/ч. То есть даже при пробуксовках и самых жёстких режимах удары до ремня вариатора не доходят.
Проверять вариатор мы отправились в Тульскую область, а точнее в Романцеские горы — бывшие открытые угольные разработки, сейчас частично затопленные и ставшие местом отдыха.
На въезде — затяжной подъём на естественную «смотровую площадку». Renault Duster уверенно взлетает на вершину. Впечатляет! Ой, а сюда, оказывается, и «Гранты» с «Солярисами» заезжают: вот обычные легковушки с отдыхающими стоят.
Зато дальше, вниз на терриконы, никто кроме наших «Дастеров» не рискнул отправиться. Летняя жара беспощадно высушила грунт, скользить и буксовать не придётся, но рельеф здесь — будто на трассе для испытаний рамных внедорожников. Ну или для демонстрации возможностей «Рено Дастера».
Зрелищное диагональное вывешивание стало любимым аттракционом журналистов. Ходы подвески небольшие — колёса сразу оказываются в воздухе, но машина спокойно выбралась из этой ситуации
Вот короткий, но крутой подъём, в лобовом стекле машины — лишь небо с облаками, но турбомотор в паре с вариатором легко справляются с препятствием. И так мы покатались вверх-вниз несколько раз подряд, чтобы снять фотографии и видеоролики с разных точек. Никаких жалоб на перегрев вариатор не высказал.
Здесь стоит отметить ещё и короткие подрезанные бамперы, которые не цепляют грунт на перегибах и неровностях. Ну и дорожный просвет вполне достаточный для кроссовера — 21 сантиметр.
Ещё один сложный участок: долгий подъём, не очень крутой, но очень неровный — то одно, то другое колесо автомобиля теряет контакт и повисает в воздухе. И даже на трёх колесах «Дастер» может продолжать движение, если не испугаться и не отпустить педаль газа: вариатор обеспечивает ровную тягу, а электронные имитации блокировок эффективно перекидывают крутящий момент на нужное колесо.
Испытанный весной «Дастер» с механикой отлично ехал и по городским улицам, и по шоссе, и по грунтовкам, а версия с вариатором оказалась ещё удобнее и практичнее. Даже на бездорожье. Да и доплата за автоматическую трансмиссию (60 тысяч рублей) вполне адекватная с учётом ситуации с ценами на автомобильном рынке.