Камеры начнут штрафовать водителей за отсутствие полисов ОСАГО. Сначала наказывать будут только нарушителей ПДД, после чего — всех остальных. Для старта фиксации нужны изменения в КоАП: над ними будут работать в ЦБ и МВД
Какие новые дорожные знаки появятся в России в 2023 году Kaiyi 31 января В России появилась новая автомобильная марка. Она заменит Kia и Skoda Закон и ПДД 27 января Водителей будут штрафовать по фотографиям в «Народном инспекторе» Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица
Подготовка к автоматической фото- и видеофиксации такого нарушения, как управление автомобилем без полисов ОСАГО, вышла на финишную прямую. Обсуждение этой возможности между Российском союзе автостраховщиков (РСА) и МВД России длится около пяти лет, но запуск системы упирался в том числе в серьезные технические сложности. Текущий статус запуска проекта Autonews.ru сообщили в РСА и МВД России.
Как рассказали в РСА, разработчиками удалось повысить качество работы базы данных АИС ОСАГО. Чтобы запустить систему, по словам представителей РСА, необходимо принять поправки в текущий КоАП — для этого уже сформирована рабочая группа с участием Банка России и МВД России.
Президент РСА Евгений Уфимцев заявил, что, согласно планам, на первом этапе дорожные камеры будут проверять наличие полисов ОСАГО только у нарушителей ПДД. При этом нарушение должно быть совершено в движении. К примеру, если водитель превысил скорость и попал в объектив дорожной камеры, система проверит у нарушителя и полис ОСАГО. Если же автомобилист не оплатил платную парковку и получил за это штраф, камеры наличие полиса ОСАГО проверять не будут. Если следующие в потоке водители ПДД не нарушают, то и наличие полисов ОСАГО у них проверять не будут.
По данным РСА, в день дорожные камеры фиксируют порядка 700 тыс. нарушений в день. Примерно у каждого десятого из этих водителей, полагают эксперты, не будет и полиса ОСАГО. Так, согласно статистике РСА, примерно у 10% водителей от 40 млн зарегистрированных в России нет полисов ОСАГО. Точного старта автоматической фиксации с помощью дорожных камер в РСА не назвали — это будет зависеть от скорости принятия поправок в законодательство.
На втором этапе, который наступит не ранее чем через год-полтора, отсутствие полисов будут фиксировать уже у всех участников движения. Также, как уточнили в РСА, на первом этапе не планируется повышать размер штрафа за поездки без ОСАГО — согласно законодательству это 800 руб., оплатить его можно со скидкой 50%. При этом в РСА в начале года сообщали, что поддерживают его повышение до 5 тыс. руб. Как указывали представители РСА, почти за 18 лет действия закона об ОСАГО размер штрафа не менялся.
Там не исключили, что в Госдуме могут вернутся к вопросу повышения штрафов за отсутствие ОСАГО к моменту перехода на второй этап, но отметили, что, возможно, этого и не понадобится.
Как добавили в РСА, в результате усовершенствования базы данных, ее отказоустойчивость приблизилась к показателю в 99,98%, что считается очень высоким результатом. Таким образом, технологическая готовность к новому законопроекту крайне высокая. В настоящее время прорабатывается методологическое применение наказания за нарушение. В числе прочего стоит вопрос о количестве штрафов, которое можно выписать, если водитель без ОСАГО неоднократно попадал в поле зрения дорожных камер в течение дня. Как уточнили в РСА, водителей за отсутствие полиса планируется штрафовать только раз в сутки: даже если автомобилист проедет под десятью камерами за сутки, он должен получить только одно постановление.
Как, в свою очередь, отметил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения министерства внутренних дел России Владимир Кузин, в январе было проведено совещание, в котором приняли участие Глава ГИБДД Михаил Черников и президент РСА Евгений Уфимцев. На нем обсуждали некоторые вопросы правового и организационного характера, связанные с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств для выявления правонарушений в виде неисполнения требований, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств».
МВД и РСА с 2018 года пытаются наладить сотрудничество в части обмена данными о незастрахованных водителях и начать фиксировать машины без ОСАГО с помощью камер. Каждая из сторон не раз говорила о готовности с их стороны, и в Москве даже прошло тестирование автоматической фиксации этого вида нарушения. Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов еще в 2018 году в интервью Autonews.ru заявлял, что город готов ввести систему фиксации наличия полисов ОСАГО, как только РСА и МВД объединят свои базы данных.
Запуск проверок наличия полисов ОСАГО с использованием камер фотовидеофиксации в тестовом режиме осуществлялся летом 2019 года на территории города Москвы. По итогам данных мероприятий удалось выявить ряд факторов как технического, так и правового характера, «требующих дополнительного внимания».
«Однако перспективность и работоспособность данного проекта была полностью подтверждена», — отметили страховщики.
Согласно данным РСА, в России около 6 млн автомобилистов, которые ездят без ОСАГО. По оценкам экспертов из Национального автомобильного союза, значительная часть таких нарушителей — таксисты. Всего же в стране, по оценкам аналитического агентства «Автостат», зарегистрировано около 45 млн транспортных средств. С главными проблемами из-за водителей без ОСАГО сталкиваются потерпевшие в ДТП с такими автомобилистами. Так, ОСАГО обеспечивает покрытие ущерба до 400 тыс. руб. по «железу» — водитель без страховки обязан будет компенсировать эти потери за счет собственных средств. Нередко это оказывается проблематично: денег у водителей просто не оказывается.