Возможность фиксации выброшенного из машины мусора с помощью камер заработала в России на законодательном уровне. Производители комплексов рассказали, сколько времени нужно для запуска системы и оформления первых штрафов

7 новых внедорожников, которые появились у дилеров России: список и цены Техосмотр 11 ноября 2022 Техосмотр подорожает с 2023 года: как изменится методика подсчета Статьи 11 ноября 2022 10 крутых автоновинок, которые стоит ждать в России в 2023 году Дилеры 17 ноября 2022 «Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили

Официальная возможность фиксировать с помощью камер выброшенный из автомобилей мусор и штрафовать водителей на этом основании заработала с 11 января 2023 года. Однако пока нарушителей штрафуют в ручном режиме и речь идет главным образом о строительных отходах. Разработчики дорожных камер и операторы рассказали Autonews.ru, как сейчас ловят водителей, которые сбрасывают мусор, когда к делу подключится автоматика и смогут ли камеры распознавать мелкие предметы вплоть до пачки от сигарет.

Штраф за мусор с камеры — до 200 тыс. руб. Практики пока нет

Согласно вступившим в силу поправкам в ст. 8.2 КоАП «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления», штрафные санкции за выброшенный мусор ужесточились, а фиксировать такое нарушение можно также с помощью камер.

  • Для физических лиц наказание следующее: штраф в размере 10–15 тыс. руб. (при повторном нарушении в течение года — 20–30 тыс. руб.).
  • Для должностных лиц: штраф 20–30 тыс. руб. (при повторном нарушении — 40–60 тыс. руб. + возможна конфискация транспортного средства).
  • Для юридических лиц: штраф 30–50 тыс. руб. (при повторном нарушении — 60–100 тыс. руб. + возможна конфискация транспортного средства).
  • Если мусор выбрасывают из грузовика, снегохода или трактора, штраф увеличивается до 70 тыс. руб. для граждан и до 200 тыс. руб. для юрлиц. Причем большегруз теперь могут конфисковать.

При этом, как рассказали Autonews.ru в Ассоциации производителей и операторов систем фотовидеофиксации и распознавания «Око», на данный момент им неизвестно о применении такой практики в каком-либо регионе России. В то же время там указали, что принятые законодательные поправки открывают дорогу для разработки необходимых регламентов и четких требований к доказательной базе для внедрения такого функционала камер.

«В первую очередь необходимо наладить межведомственное взаимодействие, так как рассмотрение административных дел за выброшенный мусор из автомобиля не относится к компетенции МВД России, а все комплексы фотовидеофиксации сейчас подключены к системе МВД «Паутина». Далее дело за производителями и операторами систем фотовидеофиксации», — сказали в «Око».

По словам представителей ассоциации, с технической точки зрения для комплексов фото-видеофиксации при фиксации мусора сложностей не возникнет — их можно «научить» определять любой мусор, в том числе выброшенный из окна автомобиля. Речь идет даже о самых мелких предметах. Кроме того, разрешение современных камер позволяет фиксировать не только сам предмет, но и траекторию его движения.

«Однако именно от того, насколько оперативно и слаженно будет осуществлено межведомственное взаимодействие, зависят сроки. По нашим оценкам, уже через полгода можно будет говорить о тестовом введении этого состава правонарушения в администрирование», — сказали в «Око».

Говоря о стихийных свалках мусора, которые, например, часто встречаются рядом с дачными поселками, в «Око» отметили, что технически, бороться с ними проще. Оптимальным вариантом решения такой проблемы там назвали установку «упрощенных» камер с функцией скрытого видеонаблюдения. Их можно подключать к нейросети, которая будет распознавать и госномер автомобиля, и сам факт выброса мусора.

Как камеры будут определять момент нарушения

В свою очередь, специалист по фото-видефиксации Григорий Шухман рассказал Autonews.ru, что с технической точки зрения есть два способа фиксации с помощью камер того момента, когда водитель выбрасывает из машины мусор.

«Это либо «видеоаналитика на нейросетях», то есть нейросети показывают множество образцов и на них учат выявлять в кадре автомобиль, а также тот момент, когда что-то от него отделяется. Далее нейросети должны начать понимать, как на месте остается некий объект, а машина уезжает. Либо разрабатываются алгоритмы распознавания образов, которые делают то же самое, но уже на основании жестко запрограммированных критериев», — считает Шухман.

Читать также:
Дорожные камеры заработают по-новому. Что будет со штрафами

Как, в свою очередь, предположил Autonews.ru юрист Европейской юридической службы Орест Мацала, метод фиксации и анализа уполномоченным лицом момента с выбрасыванием из машины мусора идентичен фиксации штрафов за разговор по телефону без гарнитуры или за непристегнутый ремень.

«Едет автомобиль, попадает в зону видимости камеры фиксации административных правонарушений и если в этом отрезке видно, что водитель скидывает бытовой мусор или отходы из автомобиля (например, выброс пластиковой бутылки или пустой пачки сигарет), то искусственный интеллект помечает кадр, как заслуживающий внимания. Дальше уполномоченное должностное лицо изучает помеченный материал и если видит, что свершился факт сброса мусора, на имя хозяина машины выписывается штраф», — отметил юрист.

Что изменится для водителей

Ответственность за данное правонарушение последует по ч.3.1-3.4 ст.8.3 КоАП РФ. Данную статью курирует Росприроднадзор и его региональные представительства.

«Как и сотрудники ГИБДД, скорее всего, именно сотрудники Росприроднадзора будут выносить постановления об административном правонарушении. Скорее всего, будет некая единая база фиксации административных нарушений, откуда данные будут черпать как сотрудники ГИБДД, так и сотрудники Росприроднадзора, и иные надзорные органы», — предположил Мацала.

При этом эксперт предупредил: при фиксации камерами на данное нарушение более не будет распространяться презумпция невиновности и хозяину машину придется самому доказывать, что правонарушение он не совершал либо автомобилем пользовалось иное лицо.

«Чтобы обжаловать такое постановление нужно, к примеру, приложить доказательства, что автомобиль находился в пользовании другого лица. Либо указать, что фото размыто и невозможно четко определить было ли нарушение. Либо ссылаться на то, что из содержания постановления невозможно четко определить место и адрес совершения правонарушения. В любом случае все индивидуально и будет зависеть от обстоятельств», — отметил юрист.

В свою очередь, эксперт Шухман считает, что для обычных водителей запуск автоматической фиксации в ближайшее время мало что изменит.

«При разработке документа законодатели ориентировались в первую очередь на борьбу со сбросом бытового мусора дачниками. Например, на такие случаи, когда водители оставляют пакеты с мусором с дачи в ближайшей куче мусора или на остановке. А также для фиксации сброса мусора и промышленными объемами самосвалами или мусорными контейнерами. Cмысла гонятся за отдельными условными окурками, фантиками, пакетами из-под чипсов с помощью камер нет. Для этого нужна хорошая детализация кадра, а камеры автофиксации наоборот настраивают для обзора большей площади, чтобы минимизировать затраты на контроль», — отметил Шухман.

Камеры помогают ловить нарушителей со строительным мусором уже сейчас

В МВС Груп (оператор системы контроля БДД в Московской области) Autonews.ru сообщили, что автоматической фиксации выброса мусора из окна автомобиля камерами контроля не ведут. При этом, в Московской области комплексы фотовидеофиксации уже помогают бороться со строительным мусором, который недобросовестные перевозчики раньше оставляли в неположенных местах. Данные с них обрабатывают в ручном режиме: на основе существующей системы фотовидеофиксации в 2021 году в регионе была запущена система контроля оборота отходов строительства, сноса и грунтов, интегрированная с платформой «ИС Электронный талон ОССиГ» и АИС «ОССиГ» Минэкологии МО. Решение включает в себя нейросети, способные идентифицировать мусоровозы по их контурам, производить обработку изображений с комплексов фотовидеофиксации и распознавать государственные регистрационные знаки транспортных средств, зафиксированных камерами на въезде и выезде из комплексов переработки строительных отходов.

То есть нейросети анализируют изображения с комплексов фотовидеофиксации, выявляют мусоровозы и грузовой транспорт, перевозящий строительные отходы. Далее искусственный интеллект сверяет данные с базой государственных регистрационных знаков и разрешений на перемещение грузов, отслеживает маршрут и определяет наличие груза в кузове. Если грузовик не заехал на комплекс переработки строительных отходов и при этом завершил путь уже без груза, инспекторы по охране окружающей среды получают информацию для расследования ситуации. В результате в Московской области за весь период действия проекта обработано более 114 млн изображений, количество нелегальных свалок отходов строительства в 2022 году по сравнению с 2021 годом сократилось на 46%.