Содержание:
Что известно о планах Минтранса вернуть штрафы за среднюю скорость
В России хотят с 1 марта 2024 года ввести в ПДД понятие средней скорости — это одно из условий возврата штрафов за это нарушение. Когда водителей начнут наказывать и что для этого нужно, объяснили в Минтранс
Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО
С 1 марта 2024 года в ПДД России должно появиться понятие о средней скорости и необходимости ее соблюдения. Соответствующий проект постановления с поправками в правила дорожного движения Минтранс опубликовал в пятницу, 18 августа. Что добавят в ПДД, какое место будет считаться местом совершения нарушения и когда автомобилистов начнут штрафовать — об этом Autonews.ru рассказали в Минтрансе.
Что такое средняя скорость и как ее опишут в ПДД
Штрафы за превышение так называемой средней скорости водители получали с 2014 по 2021 годы: они приходили в том случае, если автомобилисты проезжали определенный контролируемый камерами участок быстрее, чем возможно при соблюдении скоростного режима. После того как Верховный суд указал, что при такой фиксации невозможно определить, где было совершено нарушение, а также что в ПДД такого понятия вообще нет, в ГИБДД отказались от практики оформления постановлений. Несмотря на многочисленные попытки вернуть такую фиксацию со стороны экспертов в области безопасности движения и соответствующие указания со стороны правительства, вопрос забуксовал.
Сейчас, как рассказали Autonews.ru в Минтрансе, в ведомстве предложили определить в правилах дорожного движения термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать ее.
«Средняя скорость движения транспортного средства — значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка», — говорится в документе.
В соответствии с поправками, в пункте 10.1. правил фраза «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, » будет дополнена словами «в том числе средней».
Таким образом, водитель будет обязан вести машину так, чтобы и «мгновенная скорость», и средняя не превышали «установленного ограничения».
Какое место на подконтрольном камере отрезке будет считаться местом нарушения
Чтобы отсечь претензии по вопросу о месте совершения нарушения (ведь участок может быть длиной несколько километров и пересекать разные районы и даже субъекты), в Минтрансе предложили руководствоваться постановлением пленума Верховного суда № 5 от 24 марта 2005 г. Там указано, что местом совершения административного правонарушения является место окончания противоправной деятельности и ее пресечения. То есть местом нарушения будут считать фиксацию, сделанную второй камерой. Таким образом, фиксация будет в конкретной точке на территории конкретного субъекта. Это, как считают эксперты, должно решить вопрос с тем, к какому судебному участку относится такое нарушение.
«Исходя из проектируемой дефиниции термина «средняя скорость», превышение средней скорости — деяние длящегося характера. С учетом изложенного после установления в ПДД соответствующего понятия, местом совершения административного правонарушения, а именно, превышения средней скорости будет предложено определить место установки последней камеры, с помощью которой выявлено нарушение», — говорится в ответе ведомства.
Что говорят в ГИБДД
Как заявили представители ГИБДД во время прошедшего недавно заседания рабочей группы «Безопасность дорожного движения», официальную позицию МВД России с 2021 года не меняли. Там считают, что до устранения правовых пробелов возвращать штрафы за среднюю скорость нельзя. В ГИБДД, в частности, считают, что поправки не решают, например, вопрос о подсудности: контролируемый камерами участок может находиться на территории нескольких субъектов. Об этом заявил старший инспектор по особым поручениям отдела нормативно-правового регулирования и внешнего взаимодействия ГИБДД Виктор Стельмах. В свою очередь, представитель правового департамента МВД Александр Рыжов объяснил, что фиксация средней скорости не должна исключать фиксацию скорости мгновенной.
Когда начнут штрафовать за среднюю скорость
Возврата штрафов за среднюю скорость в ближайшее время водителям опасаться не стоит. Как объяснили в Минтрансе, пока речь идет только о появлении нового понятия о средней скорости в ПДД. Вступление этого проекта в силу ожидают в ведомстве с 1 марта 2024 года. Следующим шагом станет новый проект, где пропишут определение правила фиксации с помощью камер. Его внесут в Госдуму «в установленном порядке после принятия изменений в ПДД». И только после этого в КоАП пропишут административную ответственность за превышение средней скорости.
«Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы», — сообщили в Минтрансе.
Эти планы подтвердил в беседе с Autonews.ru член президиума координационного совета по организации дорожного движения Евгений Литвин.
«Пока речь идет именно о том, чтобы дополнить ПДД: внести в них понятие о средней скорости и обязанность автомобилистов ее соблюдать наравне с «обычной». Эти изменения мы считаем обоснованными, ведь водитель не нарушает предельную скорость, то он автоматически не нарушает и среднюю. Следующим шагом должны стать изменения в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257, где дополнительно пропишут правила контроля средней скорости. И далее будет разработан пакет для технической стандартизации и установленными требованиями к применению фото-видеофиксации», — сказал он.
И пока больше всего вопросов, по словам Литвинова, у экспертов к части, связанной с фото-видеофиксаций.
«Здесь должны быть установлены требования к комплексам, которые смогут фиксировать скорость на разных участках, правила их расстановки и т.д. Экспертным сообществом был выработан ряд довольно понятных предложений. Например, о том, что среднюю скорость есть смысл контролировать только на участках с однородным скоростным режимом — то есть не было скачков скорости 90-60-40 км/час и обратно», — пояснил Литвин.
Вторым моментом, по его словам, стало требование о том, чтобы на участках, где идет такой контроль, не было возможности для плановых остановок. К примеру, парковок или АЗС.
«Например, едет водитель, он сильно превышает скорость, но тут заехал на заправку, попил кофе и штраф не получил. А водитель, который ехал с небольшим превышением, но нигде не останавливался, в таком случае получит штраф. Справедливость для всех — чтобы не было так, что недобросовестный водитель избежал ответственности, а тот, кто незначительно нарушил, получил штраф», — рассказал эксперт.
Также в рабочей группе рекомендовали вести фиксацию так, чтобы было понятно, к какому судебному участку относится нарушение. Там считают, что среднюю скорость важно контролировать в том числе на мостах, в тоннелях и на однородных участках.
«До внесения изменений в КоАП сначала должна быть определена методика фиксации, это будет два разных устройства или же будет считаться, что участок будет подконтролен одному аппаратному комплексу, который выключает в себя две синхронизированные камеры», — уточнил эксперт.
Где и сколько раз штрафовать: пока идут споры
Эксперт рабочей группы по безопасности дорожного движения и участник разработки ГОСТ для дорожных камер Григорий Шухман заявил Autonews.ru, что участок контроля должен быть в пределах юрисдикции одного органа, рассматривающего дело, и одного суда, при обжаловании. Также он не согласен считать точку финиша местом нарушения при контроле средней скорости.
«Средняя скорость неразрывно связана с длиной участка контроля. На финише нарушитель средней скорости может ехать со скоростью менее пороговой, и утверждать, что он в этой точке превышал — будет некорректно. Также недопустимо одновременно штрафовать и за среднюю скорость на отрезке, и за моментальную на рубеже», — сказал эксперт.
Камеры готовы к контролю
После того, как законодатели и участники экспертного сообщества договорятся между собой и все необходимые изменения в законодательстве будут сделаны, запустить фиксацию можно будет практически сразу. О том, что никаких дополнительных доработок комплексов не потребуется Autonews.ru заявили в Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО».
«С технической точки зрения препятствий для возобновления контроля средней скорости на дорогах нет. Методику менять не придется, — сказали в «ОКО».
Там также объяснили технологию измерения средней скорости. Она, по словам экспертов ассоциации, заключается в использовании на одном отрезке пути двух синхронизированных комплексов фотовидеофиксации, которые распознают госномер автомобиля и точное время проезда в начале и в конце контролируемого участка. При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же.
Там также уточнили, что и до, и после принятия поправок Минтранса, нарушение скоростного режима выявлялось путем расчета той самой «средней» скорости. Разница лишь в длине контролируемого участка и количестве комплексов фотовидеофиксации, принимающих участие в проведении замеров. То есть единичные камеры тоже измеряют среднюю скорость, но на очень малом отрезке пути, например, 1 метр, а при использовании метода контроля средней скорости это расстояние равно сотням метров.