Глава ГК «Автодом» Ольховский: машин у дилеров хватит минимум на четыре месяца

К концу января 2025 года автомобильный рынок России вернулся к росту, однако этот тренд может оказаться недолгосрочным. Эксперты считают, что уже в феврале возможно снижение спроса. Пойдут ли дилеры на уступки?

2025 год может оказаться весьма сложным с точки зрения автомобильных продаж. Непредсказуемость настолько высока, что опрошенные Autonews.ru профильные эксперты затруднились дать конкретные прогнозы. Однако кое в чем представители отрасли оказались единодушны: дешеветь машины не будут — предпосылок для этого нет.

Продажи растут, чтобы упасть

В 2024 году в стране было реализовано практически вдвое больше новых легковых автомобилей, нежели годом ранее: по подсчетам аналитиков агентства «Автостат», удалось продать 1 571 272 новые легковые машины — на 48,4% больше, чем в 2023 году. За третью неделю января (с 13-го по 19-е число, это была первая полноценная рабочая неделя), согласно подсчетам «Автостата», удалось продать 21,7 тыс. новых легковых машин и перебить показатель аналогичного периода прошлого года на 13%.

Между тем представители дилерского сообщества не скрывают, что не распроданных с прошлого года машин очень много. К примеру, глава ГК «Автодом» Андрей Ольховский заявил, что накопленных запасов хватит еще как минимум на четыре месяца: продавцы не успели отреагировать на декабрьское снижение спроса и продолжали пополнять склады.

При этом эксперты считают, что рост спроса на автомобили может быстро замедлиться и даже обернуться падением. На такую возможность указывает ряд факторов.

Дилеры бьют тревогу

На высокую вероятность проблем в 2025 году указал глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. В интервью Autonews.ru он прямо заявил о том, что ряду ретейлеров весной 2025 года грозит банкротство. Выяснилось, что по итогам 2024 года почти 60% из 4 тыс. дилеров сработали в убыток. Для осуществления бизнеса приходится прибегать к привлечению кредитных средств, но при марже 1,5–2% высокая ставка съедает всю прибыль.

«Кого-то хватит на два-три месяца, кто-то продержится до полугода. Уже в марте—апреле мы увидим банкротство дилеров — и крупных, и мелких. Ситуация на рынке не щадит никого», — заявил президент РОАД.

Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев предположил, что пессимистичные прогнозы РОАД строятся на влиянии сразу нескольких факторов. Это:

  • переизбыток машин от импортеров;
  • резко выросшая конкуренция вследствие большого числа открытых новых центров;
  • высокие затраты на финансирование стоков.

Специалист подчеркнул, что все это происходит на фоне ровного покупательского спроса. Ситуация тревожна в первую очередь для дилеров «малого калибра», у которых степень кредитной нагрузки выше заработка от продажи машин. Крупные холдинги, присутствующие повсеместно, обладают высокой финансовой устойчивостью, вероятность сворачивания ими деятельности минимальна, считает Тюктеев.

Читать также:
Рамный внедорожник BAIC BJ40 за год в России подорожал на ₽591 тыс.

Спрос рухнет, цены взлетят

По оценке Тюктеева, в 2025 году спрос на новые автомобили упадет на 20–25%. Негативное влияние окажут индексация утилизационного сбора и повышение ключевой ставки: «Стоимость автомобилей вырастет, а условия кредитования станут менее привлекательными для покупателей».

Руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша считает, что с серьезными вызовами автомобильный рынок России столкнется ближе к концу текущего года. Это проявит себя в том числе изменениями в дилерском сегменте, который при высокой ключевой ставке больше не сможет прибегать к привлечению заемных средств.

По словам специалиста, с точки зрения покупателей, ситуация нерадужная. Продажам автомобилей мешают три фактора:

  • высокая ключевая ставка (21% с возможным повышением) в первом полугодии 2025 года неизбежно приведет к снижению спроса на новые автомобили;
  • существенное повышение утилизационного сбора с 1 января 2025 года уже обеспечило удорожание автомобилей для потребителей;
  • нестабильность курса рубля создает дополнительные риски для бизнеса.

«В 2025 году российский авторынок может сократиться на 15% по сравнению с 2024 годом, составив около 1,4 млн автомобилей. Хотя это превышает показатели 2022–2023 годов, объем рынка останется ниже уровня 2016 года», — спрогнозировала Байбароша.

Директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов выразил уверенность, что рынок отрегулирует себя сам и в случае снижения спроса на машины дилерские центры начнут перепрофилировать свою деятельность.

«По итогам ноября и декабря виден тренд на снижение реализации автомобилей по сравнению с серединой 2024 года. Основные причины: увеличение утильсбора и, как следствие, увеличение стоимости автомобилей; высокая кредитная ставка для потребителей и бизнеса, падение реальных доходов покупателей, высокая конкуренция на рынке и нежелание потребителей пересаживаться на автомобили китайских брендов», — пояснил эксперт.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр не видит никаких предпосылок для снижения цен на автомобили. По словам эксперта, в последний месяц 2024 года реализация замедлилась, а склады оказались переполненными, произошло затоваривание, которое продолжается и сейчас. Вместе с тем рассчитывать на скидки и бонусы россиянам не стоит.

«Мы не видим прецедентов снижения цен на отечественные автомобили: чем выше таможенные пошлины и утильсбор, тем выше идут вверх прайсы на российские машины. Касаемо импортируемых автомобилей, здесь все в руках представительств», — отметил специалист.

Он добавил, что постепенно формируется отложенный спрос, который проявит себя через несколько месяцев. К нему дилеры окажутся готовы, но часть мелких игроков рынка к тому моменту уже уйдут: не исключено банкротство некоторых дилеров, которые живут на кредитах. Уйдут из России, по мнению Хайцеэра, и ряд мелких китайских брендов, спрос на продукцию которых оказался минимальным.

Читайте также: