Утилизационный сбор взимается при ввозе транспортного средства на территорию России. На что он влияет и почему его опять хотят повысить

Мифы о штрафах. Об этом не знают даже опытные водители Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Москвич 4 апреля Продажи нового «Москвич 6» начнутся летом. 5 главных фактов о модели

В правительстве в ближайшее время должны определиться с возможным повышением утилизационного сбора. Об этом в недавнем интервью ТАСС заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров. Разбираемся, на что он влияет и придется ли платить за автомобили дороже.

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его стали выплачивать и российские автопроизводители.

Кто платит утилизационный сбор

Заплатить утилизационный сбор необходимо:

  • производителю — за транспортное средство, изготовленное в России;
  • импортеру — за машину, которую ввезли в нашу страну;
  • покупателю — за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора.

Утильсбор вносится единожды, поэтому если изготовитель, импортер или первый покупатель сделал это, то каждый последующий собственник уже ничего не оплачивает.

Когда утилизационный сбор можно не платить

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении следующих категорий автомобилей:

  • импорт машин в РФ и помещение под таможенные процедуры временного ввоза либо допуска;
  • ввоз автомобиля через таможню в качестве личного имущества беженцами, вынужденными переселенцами или физлицами, участвующими в госпрограмме добровольного переселения;
  • нахождение транспортных средств в собственности консульств, дипломатических представительств, международных организаций с привилегиями и иммунитетом (включая сотрудников организаций и членов их семей);
  • истечение 30 лет с момента производства ТС;
  • возраст автомобиля составляет менее трех лет.

Утилизационный сбор в 2023 году: какой, как рассчитывается

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора в 2023 году, нужно базовую ставку умножить на коэффициент. Оба показателя зависят от типа транспортного средства, его возраста и других нюансов.

Формула расчета выглядит так:
утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент

Базовые ставки утилизационного сбора в 2023 году:

  • 20 000 руб. — для категории М1 (легковые автомобили);
  • 150 000 руб. — для всех остальных категорий ТС;
  • 172 500 руб. — для самоходных машин и прицепов к ним, спецтехники.

Коэффициент зависит от параметров транспортного средства:

  • возраста: новое или старше трех лет,
  • категории,
  • технически допустимой массы,
  • объема двигателя.

Например, за машину с мотором объемом не более 1 л нужно будет заплатить 48 200 руб., с мотором объемом от 1 до 2 л — 178 400 руб., с мотором объемом от 2 до 3 л — 281 600 руб., с мотором от 3 до 3,5 л — 259 600 руб., с мотором объемом свыше 3,5 л — 445 000 руб.

Для обычных автовладельцев, которые ввозят ТС из-за границы для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 тыс. руб. Коэффициент, в зависимости от возраста машины, будет меняться от 0,17 до 0,26. Так, для нового автомобиля утилизационный сбор составит 3400 руб., для автомобиля старше трех лет — 5200 руб.

А вот за утилизацию грузовиков автомобилистам придется заплатить значительно больше. В 2023 году сбор для этой категории транспорта вырос на 35–40%. В рублях увеличение составило от 331 500 до 814 500.

Между тем сейчас идут обсуждения о возможном повышении утилизационного сбора и на легковые автомобили уже в 2023 году.

О необходимости увеличить утилизационный сбор на легковые автомобили уже много месяцев говорит президент АвтоВАЗа Максим Соколов. В частности, он подробно останавливался на этом вопросе еще на пресс-конференции в январе 2023 года, когда подводил итоги прошлого года.

По мнению Соколова, государство должно поддерживать тех автопроизводителей, кто смог добиться высокого уровня локализации своих машин. И, напротив, усложнять условия работы тем, кто осуществляет лишь крупноузловую сборку и не стремится усложнять свое производство.

На АвтоВАЗе Autonews.ru подтвердили, что позиция компании об увеличении утильсбора остается прежней, но не смогли сказать, есть ли какие-то подвижки в решении этого вопроса. При этом в компании подтвердили, что их собственное производство в Санкт-Петербурге (это бывший завод Nissan) выгоды от повышения утильсбора в первое время не получит и будет работать «на общих условиях».

Читать также:
В России потребовали провести массовые проверки всех АЗС. Что случилось

Опрошенные Autonews.ru аналитики расходятся в оценках того, насколько может вырасти утильсбор: часть из них утверждает, что речь может идти об индексации на 60% к нынешнему уровню, остальные уверены, что стоит ждать подъема утильсбора на 70%. В ответственном за эту тему Минпромторге пока молчат.

Как отметили в аналитическом отделе Дром.ру, для АвтоВАЗа повышение утилизационного сбора — прежде всего инструмент борьбы с китайскими импортерами, такими как Chery, Omoda, Haval.

«В частности, эффективность производства Haval в России резко упадет после подъема утильсбора. Кроме импортеров, повышение утилизационного сбора ударит по российским производителям — липецкому «Моторинвесту» и «Москвичу». Эти заводы не имеют подтвержденных локализационных баллов, поэтому не могут рассчитывать на компенсацию утильсбора государством. Подъем платежа может подорвать работу обоих и резко ухудшить показатели бизнеса», — сообщили в пресс-службе Дром.ру.

Там напомнили, что против резкого подъема утильсбора выступил Казахстан. С ним у России существует договоренность о взаимной компенсации утилизационного сбора в достаточно большом объеме — до 50 тыс. машин в год. Естественно, Казахстану, промышленность которого ориентирована на поставку машин в Россию, невыгодно повышение ставки.

Система утилизационного сбора и его компенсации для локальных автопроизводителей формировалась в условиях, предшествующих событиям 2022 года, подчеркивают опрошенные Autonews.ru эксперты. По словам независимого аналитика автомобильного сектора Владимира Беспалова, сейчас автобизнес живет в новой реальности, где от прежней политики в области автопрома остались брошенные иностранными автоконцернами заводы.

«Повышение утилизационного сбора — полезная мера не только для АвтоВАЗа, но и для калининградского «Автотора», УАЗа и других предприятий. Но вводить ее нужно постепенно. Цель понятна, и это создание собственной высоколокализованной автомобильной промышленности. Но это должны быть комплексные меры», — сказал Беспалов.

Как утилизационный сбор влияет на цену автомобиля

Производители платят утилизационный сбор в полном размере. Например, для всех моделей автомобилей Lada и для кроссоверов «Москвич 3» взнос составляет 178,4 тыс. руб. И эта сумма возвращается производителю в виде субсидий в зависимости от степени локализации производства, которая подсчитывается и выражается в соответствующих баллах. У Lada Niva Legend или УАЗ «Патриот» таких баллов существенно больше, чем, например, у «Москвича 3». Таким образом, невозмещенный утилизационный сбор оказывается включен в цену машины вне зависимости от того, импортирована он в страну или собрана на месте с низкой степенью локализации. Окончательное решение о том, включать утильсбор в цену автомобиля или нет, решают сами автопроизводители.

Как оплатить утилизационный сбор

Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение — до оформления ПТС или электронного паспорта.

Импортеры платят утилизационный сбор на таможне. Российские производители транспортных средств и покупатели на территории России — в свои ИФНС. Перечень реквизитов для уплаты размещен на сайте таможни. В РФ производители и покупатели ТС могут оплатить утильсбор в любом банке по реквизитам налоговой инспекции.

В 2023 году налоги и взносы перечисляют на новый КБК (код бюджетной классификации) единого налогового платежа. В налоговой отчетности и уведомлении об исчисленных налогах и взносах для зачета единого налогового платежа указывают отдельные КБК.

1. Рассчитайте сумму сбора и оплатите ее по реквизитам ИФНС.

2. В течение трех рабочих дней сдайте подтверждающие оплату документы в налоговую инспекцию:

— расчет по форме, утвержденной постановлением № 1291 (колесный автотранспорт) или 81 (самоходные машины);
— копию платежного документа;
— документы на транспортное средство.

3. Дождитесь, когда налоговые инспекторы поставят в паспорте транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Отметку об уплате утилизационного сбора ставят в паспорте транспортного средства в разделе «Особые отметки» или вносят в электронный паспорт. Штрафных санкций за неуплату сбора нет. Но без отметки об уплате сбора в паспорте транспортного средства или электронном паспорте со статусом «действующий» транспортное средство не зарегистрируют.

Утилизационный сбор на спецтехнику и прицепы

Утилизационный сбор на спецтехнику и прицепы выше, чем на легковые автомобили. Это связано с более сложным и дорогостоящим процессом утилизации.

С 1 января 2023 года правительство утвердило повышение ставок утильсбора на иностранную спецтехнику, грузовики и прицепы. Индексация затронула полуприцепы, некоторые виды грузовиков и самосвалов, грейдеры, катки, погрузчики и гусеничные тракторы. К примеру, до 1 января 2023 года размер утильсбора на новые полуприцепы составлял 96 тыс. руб., а сейчас придется заплатить 600 тыс. руб.