Все о «противотуманках»: как включить и поставить своими руками

На современных машинах это уже привычный атрибут, но еще лет десять назад ПТФ часто считались платной опцией

  • Что такое противотуманные фары
  • Виды ПТФ
  • Как поставить ПТФ
  • Схемы подключения
  • Регулировка
  • Ответственность за не заводские ПТФ
  • Когда можно включать противотуманные фары
  • Что такое противотуманные фары

    Противотуманные фары (ПТФ) — это вспомогательные головные приборы освещения, предназначенные для работы в сложных условиях: туман, снег, плотный дождь и т. п. На сегодняшний день являются штатным оснащением подавляющего большинства автомобилей.

    ПТФ обычно располагаются в нижней части бампера, так как призваны светить под уровнем формирования тумана. Исторически они были желтого цвета — такой спектр эффективнее «пробивает» видимый слой осадков. Однако уже давно вспомогательные фары ничем не отличаются от основных, став фактически обычными осветительными приборами.

    Виды противотуманных фар

    Можно выделить две ключевые категории, на которые подразделяются ПТФ.

    С лампами накаливания

    Сюда относятся как «просто лампочки» от старых автомобилей, так и более современные галогеновые. Тем не менее сегодня галоген на автомобилях становится исчезающим видом, массово заменяясь светодиодными решениями.

    Светодиодные

    Как видно из названия, ламп в таких «противотуманка» нет, а источниками являются светодиоды.

    Что касается ксеноновых ПТФ, с точки зрения закона и производственных норм таковых не существует. Даже в «ксеноновую» эпоху на заводе в «противотуманки» устанавливали галоген. Таким образом, вспомогательная оптика перескочила от ламп накаливания сразу к диодам, минуя стадию газоразрядных ламп.

    Установка противотуманных фар: инструкция

    В большинстве случаев монтаж ПТФ в штатные места может быть осуществлен самостоятельно. Важно только помнить, что приобретать нужно заводские комплекты. Все нестандартные решения, особенно ксеноновые и LED, которые «настраиваются и никого не слепят» (по мнению владельцев), незаконны. По крайней мере, до прохождения сертификации по алгоритму, аналогичному тюнингу. И тем не менее в абсолютном большинстве случаев универсальные китайские комплекты все равно слепят, невзирая на какие-либо калибровки и формальные документы.

    Для монтажа ПТФ необходимо выполнить следующие действия.

  • Определить схему подключения. Если это штатная проводка с уже имеющейся контактной фишкой, все становится очень просто. В иных случаях придется поколдовать с электрикой.
  • Удалить заглушки на местах установки. Обычно они на защелках.
  • Установить световые приборы. Часто ПТФ крепятся в бампер по аналогии с пластиковыми вставками — на фиксаторы-защелки.
  • Подключить фары в соответствии с ранее определенной схемой.
  • Читать также:
    Porsche и поставщик НАСА создали футуристический дом на колесах

    Схемы подключения противотуманных фар

    Как отметили выше, есть два варианта интеграции ПТФ: в заводскую проводку и «творчески». Коротко рассмотрим оба.

    Подключение противотуманных фар в штатную проводку

    Самый очевидный способ. Покупается комплект заводских противотуманных фар, устанавливается вместо заглушек и подключается к заранее предусмотренному для продвинутых комплектаций разъему. Докупить потребуется только кнопку в салон, подключив ее к также имеющимся под заглушкой проводам. Тем не менее так везет не всем. И даже если в богатых версиях есть ПТФ, в базе может не оказаться даже проводов.

    Самостоятельное подключение через реле

    В этом случае потребуются минимальные познания в электрике. Впрочем, с сегодняшним обилием схем и подсказок в Сети установка ПТФ своими руками под силу и новичку.

    Базовый комплект, помимо самих фар, будет включать ответный разъем, 4-контактное реле, предохранитель, провода и кнопку в салон. После чего «противотуманки» устанавливаются в бампер и подключаются через реле по схеме, которая легко находится по запросу в поисковике.

    Как отрегулировать противотуманные фары

    Вспомогательное головное освещение, как и основной свет, должно быть настроено, чтобы не ослеплять встречный поток. Для этого на корпусах ПТФ есть специальные регулировочные винты, определяющие положение верхней светотеневой границы (СТГ). В идеале калибровку необходимо проводить на СТО, однако при наличии горизонтальной площадки с ровной стеной процедуру можно выполнить самостоятельно. Для этого понадобится рулетка, крестовая отвертка и схема-шаблон, которая без проблем находится по запросу «схема регулировки ПТФ». В общем случае (если нет схемы для конкретного автомобиля) алгоритм будет следующим.

  • Поставить машину так, чтобы от ПТФ до стены было 5 м для легковых авто и 8 м для внедорожников.
  • Измерить высоту от земли до центра стекла ПТФ.
  • Включить «противотуманки» и отрегулировать винтами границу так, чтобы на стене она была ниже высоты из пункта «2» на 10 см.
  • Ответственность за не заводские ПТФ

    Еще раз напомним, что установка нештатных оптических приборов, куда входят и противотуманные фары, запрещена. Ответственность определяется ст. 12.5 КоАП РФ («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена») и предусматривает штраф 500 руб.

    Однако отделаться такой незначительной суммой не выйдет. Почти со стопроцентной вероятностью инспектор направит автомобиль на осмотр в СТО, где при наличии «левых» противотуманок констатируют внесение изменений в конструкцию. А это уже влечет за собой прекращение регистрации до устранения несоответствия.

    Когда можно включать противотуманные фары

    Согласно п. 19.4 ПДД противотуманные фары можно задействовать в случае недостаточной видимости, а также ночью — совместно с ближним или дальним светом. Допускается использование ПТФ и вместо дневных ходовых огней в светлое время суток.

    Читайте также: