Содержание:
Как теперь называется ГИБДД и почему это не ГАИ
ГИБДД теперь именуется Госавтоинспекцией, рассказал глава ведомства Михаил Черников. Сами инспекторы объяснили: их переименовали еще раньше. Разбираемся в том, как ГАИ сначала стала ГИБДД, а потом Госавтоинспекцией
СССР. Оренбург. 21 ноября 1989 г. Экипаж дорожно-патрульной службы ГАИ города Оренбурга лейтенант милиции Юрий Коваль и старшина Шамиль Гизатулин
Важнейшие вехи в истории ГАИ, ГИБДД, а ныне Госавтоинспекции проследил Autonews.ru. Представляем их в виде карточек.
1
Появление ведомства
Началом работы ГАИ можно считать 5 ноября 1934 года: изначально сотрудники подразделения боролась с расхитителями государственной автомобильной собственности. Через два года, 3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР постановлением № 1 182 утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». С этого момента специально созданный отдел НКВД начал бороться с дорожными авариями, создавать технические нормы эксплуатации автомобильного транспорта, а также готовить водителей. В перечень задач вошли ведение статистики по ДТП и анализ их причин плюс привлечение нарушителей к ответственности. В ОГАИ трудились 57 человек в семи различных отделениях. В 1938 году стали появляться местные отделы ГАИ.
2
ГАИ НКВД СССР в годы Великой Отечественной Войны
В 1941–1945 годах ведомство перестроило деятельность на военный лад. Четверть личного состава милиции задействовали на строительстве сооружений, в перечень задач вошли работы по мобилизации автотранспорта для нужд фронта, учет горюче-смазочных материалов и подготовка военных водителей. Специалистами ведомства велся надзор за внедрением газогенераторных установок в автомобили. 1 сентября 1944 года были приняты новые правила уличного движения. В период с ноября 1941 года по март 1943 года сотрудники дорожной милиции участвовали в организации Дороги Жизни в блокадный Ленинград.
3
Послевоенный период
В 1945–1959 годах система ОРУД-ГАИ занималась созданием передовых правовых основ безопасности на дорогах. Появились первые светофоры, обновился порядок учета дорожно-транспортных происшествий, были созданы правила учета автомобильного и мотоциклетного транспорта, начал осуществляться надзор за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР. Учреждена Комиссия общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, в автотрестах и крупных автохозяйствах введены должности старших инженеров и инженеров по безопасности. Впервые разработан Устав патрульно-постовой службы, который продолжает использоваться в наши дни.
4
Эпоха крупных перемен
С упразднением в январе 1960 года МВД СССР и передачей его функций МВД союзных республик работа ведомства стала меняться. В 1966 году образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка (будущее МВД СССР), а в 1967 году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР трансформировался в Управление Госавтоинспекции МВД СССР. В это десятилетие были утверждены первые единые для СССР «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», созданные с учетом требований международных норм и документов. Появились единые образцы бланков водительских удостоверений, технические паспорта и номера для автомототранспорта. Правила учета и регистрации транспорта также привели к единому знаменателю. 1 июля 1963 года введен в действие ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные», появился стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении. 7 октября – 8 ноября 1968 года в Вене ратифицированы международные конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах.
5
Стабильность и обновление
В 1970–1988 годы ГАИ вышла на новый уровень в плане взаимодействия с водителями. В руках ведомства оказалась вся комплексная система обеспечения безопасности дорожного движения. Начались расследования причин гибели людей в ДТП, стали приниматься меры для предотвращения таких инцидентов. Принято решение об обязательном оснащении легковых машин ремнями безопасности на переднем ряду сидений, введен в строй первый в стране автодром, появились новые, более жесткие правила проведения техосмотра машин, мотоциклов и прицепов, введены новые правила регистрации и учета автотранспортных средств. Со второй половины 70-х годов подготовка водителей вышла на качественно новый уровень, а в составе дорожно-патрульной службы впервые появились вертолетные взводы. 10 августа 1978 года утверждено единое «Положение о Государственной автомобильной инспекции». Управление Госавтоинспекции МВД СССР трансформировалось в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.
6
Глобальные перемены
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. создано Министерство внутренних дел РСФСР. В 1990 году профилактика ДТП начинает сокращаться, а безопасность на дорогах – падать. ГАИ вырабатывает новый подход к системе обеспечения безопасности на дорогах. Приоритетной задачей становится госконтроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, устаревшие организационно-хозяйственные функции постепенно снимаются. Начат процесс комплексного анализа ДТП в регионах России, разработана Концепция первоочередных мер по обеспечению безопасности дорожного движения на 1991–1992 гг. и до 2000 года. До 1996 года проводится активная нормативно-правовая деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения. Вводятся новые, российские паспорта транспортных средств, новые типы водительских удостоверений, новые свидетельства о регистрации, Правила дорожного движения и регистрационные знаки. 8 июля 1997 года установлен современный порядок сдачи водительских экзаменов.
7
От ГАИ к ГИБДД
С приходом XXI века страна вступила в эпоху взрывного роста автомобилизации, что послужило причиной кризиса на дорогах. Назрела необходимость переформирования ГАИ. 1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России», а 15 июня Указом № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации. Статус структуры вырос до уровня министерств и ведомств, а в список задач вошла защита прав и интересов участников дорожного движения. Часть функций сотрудников ГИБДД – определение виновных в ДТП и оформление материального ущерба – перешла в ведение судов. С июля 2008 года нарушителей стали привлекать к ответственности с применением автоматических средств фотовидеофиксации. Принята рамочная стратегия для организации системной работы по повышению безопасности дорожного движения. С 2021 по 2024 годы предполагается реализация комплекса практических мер, оказывающих непосредственное воздействие на безопасность дорожного движения.
8
Опять переименовали?
Информацию, озвученную главой ГИБДД Михаилом Черниковым, многие приняли за новость. Однако термин «Госавтоинспекция» был официально утвержден как дополнительный в 2002 году. О возвращении же аббревиатуры ГАИ речи в данном случае не идет. ГАИ используется гражданами как просторечное определение, а местные отделения ГИБДД являются частью структуры Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ (ГУ ОБДД МВД РФ). Госавтоинспекция в целом и местные подразделения ГИБДД в частности продолжают осуществлять возложенные на них функции: предотвращать аварии, учитывать статистические данные, взаимодействовать с водителями и разрабатывать технические нормы. О каких-то кардинальных переменах говорить не приходится. При этом опрошенные Autonews.ru инспекторы ГИБДД сообщили, что переименовывать сами отделения начали только в 2023 году. К примеру, если раньше в документах значилось ОР ДПС ГИБДД, то теперь — ОР ДПС Госавтоинспекции. Об этом, в частности, Autonews.ru сообщил основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД.
Материалы по теме: