Содержание:
В России возник дефицит премиальных летних шин. Они подорожали на 13%
Autonews.ru выяснил, как в преддверии теплого сезона в России обстоят дела с летними шинами, есть ли дефицит и что с ценами
Весна в 2025 году в Европейской части России настала неожиданно рано. Плюсовые температуры установились задолго до привычных дат. Ведущий специалист центра «Фобос» Евгений Тишковец уже рекомендовал озаботиться «переобувкой» колес.
«Началась «автомобильная» весна — это когда среднесуточная температура воздуха становится выше +5 °С. Можно менять зимнюю авторезину на летнюю», — написал он в телеграм-канале.
Но оказались ли готовы к раннему сезону шинные заводы и продавцы, есть ли дефицит и что с ценами?
Что со складскими запасами?
В компании Ikon Tyres сообщили Autonews.ru, что спрос обеспечен достаточным наличием шин на рынке. Притом часть запасов была сформирована еще по итогам реализации в сезоне 2024 года — речь о нераспроданных изделиях на складах.
«Активные поставки к сезону-2025 осуществляли практически все игроки. Корректировки по отдельным производителям, связанные с колебаниями валютных курсов и результатами прошлого сезона, в целом нивелировались другими поставщиками. Мы не ожидаем значимого дефицита в каких-то сегментах. По отдельным типоразмерам возможны колебания с наличием, но они будут зависеть в том числе от динамики сезона и темпов вымывания остатков», — пояснили в пресс-службе бренда.
Итальянский производитель шин Pirelli, продолжающий свою деятельность в России, также заверил, что шин должно хватить всем: «Запасы достаточны, чтобы удовлетворить потребности российского рынка».
В компании не ожидают существенных проблем с наличием и размерным рядом летних шин, поскольку локальные производители уже успели адаптироваться к текущему рыку и перестроили производство под актуальные потребности. «Большинство размеров будут представлены на рынке в нужном объеме», — заверили в пресс-службе марки.
Есть ли дефицит премиальных шин?
В Cordiant отметили, что все действующие игроки уже успели укрепить свои позиции на нашем рынке и смогли загрузить производственные мощности. Также к настоящему моменту удалось разработать новый ассортимент самих шин, способных занять освободившуюся нишу выбывших премиальных марок: Michelin, Continental, Bridgestone и ряда других.
В компании отметили, что дефицит сложился в премиальном А-сегменте: «Разработка такого технологически сложного продукта, как шина, — процесс небыстрый. Поэтому возникла некая ниша, которую поспешили заполнить импортеры».
Обуют ли «китайцев»?
Проблемы владельцев китайских автомобилей по большей части, по заверениям шинников, решены. Многие новые модели, недавно вышедшие на рынок, имеют специфические типоразмеры, не характерные для продуктов традиционных автобрендов старой школы — европейских, американских или японских. Поначалу это выливалось в трудности: ассортимент покрышек для «китайцев» был откровенно скудным и состоял из шин, ввозимых непосредственно из Китая. Теперь этот сегмент рынка сильно трансформировался.
«Компания успешно адаптировала работу производственных площадок под современные запросы рынка, который фокусируется сейчас на китайском автопроме», — заверили в Pirelli, пояснив, что планы производства обновляются на основании прогнозов, сделанных совместно с дилерами.
В пресс-службе Cordiant подчеркнули, что по итогам 2024 года резко, почти на 25%, вырос импорт шин в связи с невозможностью запуска их производства в России в сжатые сроки. При этом около 70% импорта приходится на продукцию из Китая и почти вся продукция по данному каналу — это шины бюджетного уровня.
В Ikon Tyres пояснили, что к летнему сезону компания разработала и запустила в производство 16 новых типоразмеров летних шин, включая восемь премиальных Ikon Autograph и восемь среднеценовых Ikon Character. Новинки подходят в том числе к китайским моделям вроде Exceed TXL и Chery Tiggo 7 PRO, а также к новым для нас автомобилям вроде Hongqi HS3, Chery EQ7, Haval F8, Geely Okavango.
Чего ждать от цен?
В Pirelli подчеркнули, что на российском рынке летних шин существует жесткая конкуренция, что, с точки зрения потребителя, позитивно сказывается на ценах. При этом в компании считают, что относительно предыдущего сезона подорожание покрышек не будет критическим: «Локальные производители вынуждены эффективно работать над себестоимостью выпускаемой продукции в условиях высокой конкуренции как между собой, так и с импортными брендами».
Главные причины подорожания покрышек в предстоящем летнем сезоне — удорожание сырья, сложности в его поставках, рост издержек на логистику и высокая стоимость кредитования.
Представители Cordiant заявили, что удешевления шин на фоне официальной инфляции в 9,5% по итогам 2024 года россиянам ждать точно не стоит. Предстоящее подорожание летних шин в компании оценивают в 10–13%.
В Ikon Tyres уже наблюдают рост закупочных цен на летние шины. «Предполагаем, что в активной фазе сезона цены на большую часть ассортимента будут выше прошлогодних», — говорится в официальном комментарии компании.
Во что будем «переобуваться»?
Все опрошенные участники рынка заявили о росте производства шин в России, но подчеркнули, что китайские производители смогли включиться в жесткую конкурентную борьбу за покупателя. В особенности в низшем ценовом сегменте. В ряде случаев произвести покрышки внутри страны оказывается дороже, чем завезти уже готовые из Китая и других стран.
К примеру, в рамках направления «Шинный бизнес» Группа «Татнефть» представляет в России марки Attar из Казахстана и Bars из Узбекистана. «Эти новые бренды могут составить достойную конкуренцию китайским продуктам», — считают в компании.
Секрет ценообразования прост: для выпуска высококачественных шин внутри страны производителям приходится импортировать часть сырья, поэтому работа по расширению локальных поставщиков пока продолжается.
«За прошедшие несколько сезонов ряд китайских брендов смогли занять определенное место в сознании потребителей. С учетом колебаний валютных курсов и закупочных цен в целом в ряде категорий шин (особенно в маленьких дюймах) их присутствие ожидается в меньшей степени, чем в прошлые 1–2 сезона, но общее давление китайских брендов остается сильным», — уточнили в Ikon Tyres.
Какие шины выпускают в России?
Напомним, что по состоянию на текущий момент в России функционирует широкая сеть шинных заводов ряда крупных производителей, покрывающих около половины всех потребностей внутреннего рынка. Однако до 70% продаж в 2024 году пришлись на шины из Китая.
Лидером среди отечественных производителей является Кама Tyres (17 млн шин в год; Нижнекамский завод, «Татнефтехиминвест-холдинг», РТ), за ним расположился Ikon Tyres (бывший Nokian Tyres, «Татнефть»; 16 млн шин в год). Заводы Cordiant («Севергрупп») позволяют выпускать около 15 млн покрышек в год, а Pirelli — 10 млн шин.
Японская Yokohama также не ушла из России и может производить на заводе в Липецке около 5 млн шин размерностью до 18 дюймов. От комментариев Autonews.ru представители бренда отказались.
Когда лучше покупать?
На вопрос о наиболее выгодных сроках покупки летних шин представители отрасли ответили: тянуть нет никакого смысла.
«Производители уже снабдили дистрибьюторов продукцией к сезону. Если есть необходимость обновить шины и есть интересное предложение — надо покупать. Лето в любом случае наступит», — пояснили в Cordiant.
В Ikon Tyres напомнили, что на шины, выпущенные в России, часто действуют всевозможные маркетинговые акции вроде бесплатного шиномонтажа или расширенной гарантии. Такие бонусы также помогают автомобилистам экономить и влияют на выбор автовладельцев при покупке. На большинство китайских брендов такие акции не распространяются.
Читайте также:
Авторы Теги Александр Воронцов