Ремонт без учета износа не приведет к подорожанию ОСАГО
В России планируют ввести полноценное возмещение по ОСАГО без учета износа деталей. Autonews.ru разобрался в нюансах схемы, которая может заработать в 2025 году
Российских автолюбителей раздражает тот факт, что починить машину после ДТП на выплату по ОСАГО почти всегда невозможно. Из-за так называемого коэффициента износа возмещение по автогражданке в большинстве случаев оказывается мизерным — до 50% выплаты съедается упомянутым коэффициентом. На исправление ситуации нацелен законопроект, который в ближайшее время должен быть внесен на рассмотрение в Госдуму. Документ уже прошел согласование с Центробанком и Минфином.
Суть предложения
Пока автовладельцы могут рассчитывать только на часть компенсации при получении денежной выплаты по ОСАГО. Сумма вычета из-за коэффициента износа варьируется от 20 до 50%. Добиться справедливой компенсации, полностью покрывающей затраты на ремонт, можно лишь через суд.
Согласно предлагаемой инициативе, в законе об ОСАГО сохранятся обе формы компенсации: ремонт и денежная выплата. Напомним, что основным вариантом возмещения является ремонт на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор, но эта схема на практике используется крайне редко — примерно в 5% всех случаев. Страховщикам гораздо выгоднее воспользоваться вторым вариантом — денежной выплатой с учетом износа. Максимальный износ — 50%, и чем старше автомобиль, тем меньшую сумму получает его владелец.
Суть рассматриваемого нововведения заключается в том, что владельцы техники получат право затребовать у страховой дополнительную выплату, компенсирующую износ, если средств на ремонт не хватило.
Работать схема будет следующим образом: сам пострадавший ищет сервис, затем восстанавливает в нем машину, а уже после, если восстановление вышло дороже выплаченной суммы, подтверждает это документами из сервиса и предъявляет отремонтированное транспортное средство. На этом основании производится доплата, а необходимость обращаться в суд пропадает.
Параллельно данным предложением решается вопрос и со скрытыми повреждениями, которые обычно выявляются уже в процессе ремонта и не учитываются при расчете выплат самими страховщиками. Если же пострадавший посчитает причиненный ущерб несущественным и, получив выплату, не обратится в автосервис для ремонта, затребовать доплату со страховой компании он уже не сможет.
Что говорят страховщики
Опрошенные Autonews.ru страховые компании позитивно отнеслись к предлагаемой схеме. В пресс-службе «Ингосстрах» пояснили, что это действительно поможет улучшить положение автовладельцев, которые попали в ДТП.
В компании подчеркнули, что, в соответствии с предложением, автолюбители смогут починить автомобиль в срок до 9 месяцев с момента получения выплаты, а также получить со страховой доплату, которая будет состоять в компенсации износа, подлежащего возмещению при натуральной форме.
«В законе также будет более четко прописан порядок применения натуральной формы, поскольку текущие формулировки трактуются неоднозначно и приводят к спорам. Здесь следует иметь в виду, что станции технического обслуживания — это не подчиняющиеся страховщику организации, они вправе не заключать договоры со страховщиками и санкций для них за это нет, при этом в такой ситуации страховщик не имеет возможности по объективным причинам отправить потерпевшего на ремонт», — пояснили в «Ингосстрахе».
Вице-президент компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов отметил, что по-прежнему наблюдается высокий спрос клиентов на возмещение ущерба в денежной форме, и такая возможность в проекте изменений законодательства сохраняется.
Иванов подчеркнул, что самостоятельно проведенный восстановительный ремонт с точки зрения автомобилистов обычно выгоднее по срокам. Нередко граждане обращаются на СТО, где транспортное средство постоянно обслуживается. В конкретный сервисный центр, которому автовладелец доверяет и где раньше уже производился ремонт. Еще одним фактором является близость к месту жительства. Также денежные выплаты берут, если в ближайшее время ремонтировать машину вообще не планируется.
В случае же с натуральным возмещением дается направление на ремонт на те станции, которые работают со страховой компанией по ОСАГО. Сейчас такие станции сталкиваются со сложностями в поставке запчастей и не способны выполнять восстановление существенного сегмента транспортных средств с учетом требований действующего законодательства. Автосервисам просто невыгодно работать со страховщиками по ОСАГО.
«Полагаем, что в случае принятия обсуждаемых изменений взакон об ОСАГО автовладельцы, которые после ДТП хотят отремонтировать автомобиль, смогут это сделать в удобное для себя время на знакомой ему станции технического обслуживания, — отметил Иванов. — Мы считаем, что предлагаемые изменения повысят качество обслуживания клиентов на этапе урегулирования и приведут к сокращению сроков выплаты страхового возмещения и споров с клиентами».
В пресс-службе «СберСтрахования» инициативу также поддержали, поскольку она «обеспечивает комфортные и прозрачные взаимоотношения между пострадавшим водителем и страховой компанией в процессе урегулирования страхового случая». «Благодаря четко прописанному порядку действий обеих сторон при фиксации скрытых повреждений автомобиля и рассмотрении фактически понесенных затрат на ремонт, водитель сможет получить компенсацию в полной мере», — добавили в компании.
В «АльфаСтраховании» подчеркнули, что сейчас при ремонте по ОСАГО износ не учитывается, но если этот ремонт не был организован самим страховщиком и потребителю не хватило выплаты за вычетом износа, то будет справедливым учитывать износ и в этом случае.
Что будет с ценами на полис
Отрадной новостью для автомобилистов является тот факт, что в страховом сообществе после введения корректировок в закон об ОСАГО не ожидают роста цен на полисы.
«К подорожанию полисов это не приведет», — заверили в «АльфаСтраховании». В компании добавили, что в случае принятия поправки страховщикам будет проще противостоять недобросовестным автоюристам.
«СберСтрахование» не планирует повышать стоимость полисов ОСАГО, заявили в компании.
Вице-президент «РЕСО-Гарантия» не стал давать прогноз по ценам.
«Полагаем преждевременным делать прогнозы об увеличении тарифов по ОСАГО, поскольку проект изменений находится на стадии обсуждения, и возможны его корректировки», — отметил он.
Читайте также:
Авторы Теги Александр Воронцов