Эксперт Трушкова: стоимость обслуживания машин вырастет на 20–25%

Работники автобизнеса остаются в числе наиболее востребованных на рынке труда. Autonews.ru выяснил, кто и как дальше будет ремонтировать машины и скажется ли дефицит кадров на ценах и безопасности работ

О продолжающемся дефиците кадров в сфере автомобильного бизнеса говорят как представители индустрии, так и независимые эксперты. Согласно исследованию «Авито Работа», минувшей зимой наиболее востребованными в автобизнесе стали электрики, спрос на которых вырос на 157%. При этом, по данным «Известий», в целом спрос на работников в автосфере увеличился на 189%, или в 2,9 раза по отношению к аналогичному периоду минувшего года.

Одновременно с ростом дефицита кадров растут и заработные платы в сфере ремонта и обслуживания автомобилей. В среднем по индустрии по состоянию на первую половину марта они достигли 104,1 тыс. руб. в месяц, показав рост на 13%. Autonews.ru выяснил у экспертов и представителей отрасли, может ли нехватка профильных специалистов сказаться на качестве авторемонта и безопасности на российских дорогах.

Кого конкретно не хватает

Трудности с ремонтом и обслуживанием автомобилей в России по-прежнему возможны по широкому ряду направлений. Они вызваны как нехваткой специалистов в автосервисах, так и качеством персонала.

«Наиболее востребованными и дефицитными в сфере ремонта и обслуживания автомобилей являются высококвалифицированные автомеханики, способные работать с современными высокотехнологичными оборудованием и программами, арматурщики, диагносты, а также специалисты по ремонту электромобилей и гибридных автомобилей. В среднем в нашей компании около 8% от плановой численности вакансий не закрыто», — говорит директор по персоналу АГ «Авилон» Анна Курмаева. Эксперт отметила, что в текущем году ситуация на рынке труда существенно не отличается от предыдущего года.

«Кадровый голод — это реальность, мы можем подтвердить наличие дефицита квалифицированных кадров в автосервисах. Эта проблема существует уже несколько лет», — соглашается директор по сервису компании «Рольф» Юлия Трушкова.

В пресс-службе ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» отметили, что технические специальности — автомеханики, диагносты, автомаляры, арматурщики, жестянщики — остаются в дефиците на протяжении ряда последних лет, а вот поиск менеджеров по продажам и выкупу больше не ведется.

Директор Академии РОАД Сергей Кожухов причислил к наиболее дефицитным профессиям в автобизнесе технических специалистов: «Прежде всего это автомеханики, специалисты малярно-кузовного цеха: маляры, жестянщики, арматурщики».

Все опрошенные специалисты подтвердили, что в целом ситуация с дефицитом кадров в сфере ремонта и обслуживания автомобилей остается тяжелой. Она мало изменилась по сравнению с прошлым годом.

Куда пропали сервисмены

Проблема нехватки персонала, по мнению Кожухова, обусловлена рядом ключевых факторов. Первый — отток специалистов в связи с началом специальной военной операции: многие сотрудники официальных станций ушли в серый рынок. Второй — давление маркетплейсов, в которые перетекает наиболее активная и молодая часть персонала. «Маркетплейсы позволяют иметь свободный график, нет необходимости обучаться, сертифицироваться, уровень ответственности несколько другой», — пояснил эксперт. Третьим ключевым моментом, по мнению представителя РОАД, является демографическая яма: «Те, кто сейчас должен приходить к нам в качестве работников, не родились 15–20 лет назад».

Курмаева заявила о высокой конкуренции за сотрудников на рынке труда: «Мы конкурируем не только с автодилерами, но и с компаниями из других отраслей». По словам эксперта, кандидаты с востребованными навыками могут трудоустроиться фактически мгновенно после выхода на открытый рынок, поэтому за них идет серьезная борьба.

Читать также:
Exeed объявил старт продаж обновленного кроссовера LX

К чему ведет борьба за персонал

Собеседники подтвердили, что сейчас работодатели ведут борьбу за кадры, переманивая специалистов у конкурентов и предлагая привлекательные условия труда. Это оказывает серьезное влияние на отрасль в целом и на стоимость предоставляемых услуг. В конечном счете растут расходы автовладельцев.

По словам Курмаевой, ключевых факторов два: «Сложно не только найти хороших специалистов, но и удержать их». Компании вынуждены регулярно пересматривать заработную плату, предлагать системы мотивации. Это приводит в движение других игроков рынка.

Трушкова подчеркнула, что увеличение затрат на персонал и растущая налоговая нагрузка неизбежно ведут к росту издержек дилерских центров. Часть этих издержек дилеры вынуждены переносить на потребителей. По прогнозам дилера, за один лишь этот год стоимость обслуживания автомобилей вырастет на 20–25%.

«Стоимость сервисных услуг — это комплексный показатель, который складывается из совокупности нескольких факторов, в том числе из затрат на оплату труда», — напомнили в «Авилоне».

В ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» также считают, что из-за дефицита персонала автомобилистам стоит ожидать роста цен на сервисное обслуживание в связи с ростом издержек автодилеров на оплату труда специалистов.

Кожухов подтвердил рост зарплат в автобизнесе и отметил, что пока работники диктуют свои условия работодателям: «Сейчас у нас рынок кандидата. Поэтому неизбежно идет повышение зарплаты».

Специалист отметил, что это может негативно влиять на качество предоставляемых услуг. Хотя ситуация и постепенно выправляется (в 2023-м — начале 2024 года на одну вакансию претендовали 1,9 кандидата, а теперь — 2,3–2,4), пока этого недостаточно для качественного комплектования штатов дилерских предприятий квалифицированными работниками.

Трушкова пояснила, чем грозит для автомобилистов дефицит кадров в автосервисах. По словам специалиста, нагрузка на сервисные центры растет в связи с ростом сроков эксплуатации транспорта в России. Современные автомобили становятся все более сложными, требуются специалисты, обладающие знаниями в области электроники, программирования и других технологий. Найти и удержать их дилерам непросто.

Сколько платят в автосервисах

В АГ «Авилон» отметили, что сейчас в столичном регионе механики могут рассчитывать на зарплату в диапазоне от 100 тыс. до 200 тыс. руб. в зависимости от опыта работы. Уровень заработной платы среди специалистов по кузовному ремонту и электрике еще выше за счет большей сложности работы.

В «Рольфе» подчеркнули, что уровень зарплат сильно зависит от региона, квалификации специалиста, опыта работы и политики конкретного дилерского центра. В столичном регионе механики могут рассчитывать на 130–150 тыс. руб., а зарплата диагноста может достигать 300 тыс.

Представитель РОАД Кожухов не стал называть конкретных цифр, сославшись на то, что уровень зарплат сильно зависит от ряда факторов: системы квалификационных категорий, разрядности автомехаников, учета сложности выполняемых работ. Можно ориентироваться лишь на примерный уровень: «Например, зарплаты автомехаников могут колебаться от 70 тыс. до 150–180 тыс. руб. в разных компаниях». В среднем по столичному региону можно говорить о 120–150 тыс. руб. Примерно такая же планка по специалистам малярно-кузовного цеха, отметил он.

Кожухов заверил, что вне зависимости от ситуации с кадровым голодом российские автомобилисты смогут отремонтировать свои машины. К примеру, в случае закрытия части дилерских центров произойдет перераспределение между официальным дилерским сегментом и независимыми станциями: «В любом случае ниша будет закрыта и рынок выровняется».

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов