Содержание:
Утильсбор на автомобили запланировали поднять с 1 октября 2024 года
Утильсбор на не локализованные в России автомобили планируют резко поднять. В таком случае за модели с 2-литровыми моторами к 2025 году придется доплачивать уже до ₽1,172 млн. Чем это грозит и когда лучше купить машину
Российские власти задумались о значительном и планомерном повышении утилизационного сбора на нелокализованные автомобили. Соответствующий проект постановления правительства о введении долгосрочной шкалы индексации утильсбора в отношении в том числе легковых автомобилей был опубликован 15 июля. Документ разработал комитет Госдумы по промышленности и торговле и комитет Совфеда по экономической политике. Примечательно, что экспертный совет при комитете по промышленности возглавляет руководитель «АвтоВАЗа» Максим Соколов: он регулярно и жестко выступает за индексацию сбора для защиты от «ценовой экспансии» нелокализованных китайских автомобилей.
Публичные обсуждения продлятся до 20 августа. Если документ примут, то при ввозе иномарок в Россию автокомпании должны будут доплачивать повышенный утильсбор уже с 1 октября 2024 года. Ужесточение коснется только тех брендов, которые не наладили собственное производство в России или соседней Белоруссии. Разбираемся, зачем это нужно и какие автомобили в таком случае подорожают в первую очередь.
Как будут повышать утильсбор на автомобили: расчеты
Как сообщили в Минпромторге ранее, если темпы производства отечественных и локализованных в стране автомобилей будут достаточными, то утильсбор на ввозимые машины вырастет уже в 2024 году. Ставка, согласно сообщению ведомства, может быть планово проиндексирована в среднем на 70-85% в первый год и на 10-20% каждый последующий год.
Утилизационный сбор — эта сумма, которую импортерам приходится доплачивать при ввозе автомобилей в Россию для дальнейшей перепродажи в дополнение к таможенным и различным налогам. Если производство модели локализовано, то государство компенсирует автокомпаниям этот сбор в зависимости от количества накопленных по локализации баллов. Чем локализация выше, тем выше и бонусы от государства — дороже всего, к примеру, стоит локализация моторов и коробок передач.
В настоящее время шкала начисления «утиля» следующая:
- 306 000 руб. за автомобили с моторами до 2 л
- 844 800 руб. к цене автомобиля с мотором объемом 2-3 литра,
- 970 000 руб. за машины с моторами 3-3,5 л.,
- 1,235 млн за машины с моторами объемом более 3,5 л.
Для электрокаров сбор за новую машину зафиксирован на уровне 32,6 тыс. руб., но если ввозить их через Белоруссию, придется доплатить более 300 тыс. руб.
В случае очередного повышения утильсбора придется доплачивать:
Год Объем мотора, л Примерный размер утильсбора, руб. Разница Год Примерный размер утильсбора, руб. Разница 2024 1-2 556 000 +70-85% 2025 667 000 +10-20% 2024 2-3 1 563 000 +70-85% 2025 1 875 600 +10-20% 2024 3-3,5 1 794 600 +70-85% 2025 2 153 400 +10-20% 2024 >3,5 2 284 750 +70-85% 2025 2 742 300 +10-20%
К 2025 году за автомобили с моторами объемом до 2 л придется доплачивать до 667 000 руб. В 2026 году — около 800 800 руб., в 2030 году — до 1 170 000 млн руб. Такие выводы можно сделать на основе заявления Минпромторга и опубликованных в проекте постановлении коэффициентов. Кроме того, схожие расчеты и предложения содержатся в письме председателя комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева, которое он весной 2024 года направил премьер-министру Михаилу Мишустину. Ранее против этих повышений выступали в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД, письмо на имя Михаила Мишустина есть в распоряжении Autonews.ru). В этом же обращении Гутенева предлагалось повысить утильсбор и для электрокаров — до 1,1 млн руб. в 2025 году и до 2,34 млн руб. в 2030-м. Однако от таких планов в Минпромторге отказались.
Какие автомобили затронет повышение утильсбора
Как пояснили опрошенные Autonews.ru эксперты, повышение «утиля» в первую очередь затронет не локализованные в России бренды, подавляющее большинство которых — китайские. Как подсчитали в РОАД, в марте 2024 года в России было представлено 57 китайских марок автомобилей. Из них до введения санкций в стране работали 11 — это Chery, Haval, Geely, Changan, Exeed, Omoda, JAC, FAW, Great Wall, GAC и Dongfeng.
19 китайских брендов открыли официальные представительства уже после введения санкций с 2022 года. Кроме того, в России представлены китайские марки без официального представительства, такие как, например, Zeekr, BYD и Lynk and Co. Таких неофициально представленных брендов в РОАД насчитали 23.
Производство в России ведет только один китайский бренд — Haval. Также в соседней Белоруссии выходят автомобили под маркой «БелДжи», которые представляют из себя перелицованные машины Geely.
Еще одно неофициальное совместное производство так называемые восточные партнеры из Chery организовали на бывшем заводе Nissan — там выпускают автомобили под российским брендом XCite. Завод «Москвич» выпускает машины на основе моделей JAC, а Volga — Changan. Теоретически, указанные бренды могут получить льготы от Минпромторга при ввозе своих автомобилей, поскольку производство, пусть и неофициально, в России они организовали.
Однако глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин сомневается, что за отверточную сборку автобренды смогут получать какие-либо бонусы. В таком случае, по его оценке, заметно пострадают такие предприятия, как «Соллерс» и «Автотор», где пока ведется исключительно крупноузловая сборка.
«Компенсации по утилю будут получать такие компании, как Haval, «БелДжи», у них высокая степень локализации. Ведь процент выплаты утиля будет зависеть от степени локализации. Поэтому выплаты за отверточную сборку будут стремиться к нулю, такое «производство» фактически приравняют к импорту. От этого в выигрыше также окажутся АвтоВАЗ и Камаз», — считает Шапарин.
Также, по его мнению, на компенсации смогут рассчитывать и отечественные производители электрокаров. Например, Evolute, а также производитель «Москвич», который в настоящее время тестирует сварку кузовов.
Также в России возобновлено производство на бывшем заводе Kia и Hyundai — там собирают автомобили Solaris, а также на заводе «Автомобильные технологии» (бывший завод концерна ПСМА в Калуге).
В случае, если предприятия докажут высокий уровень локализации, то также смогут частично нивелировать влияние дополнительного сбора.
Что будет с ценами
Авторы постановления считают, что индексация утилизационного сбора на стоимость локализованной продукции не повлияет.
«Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет влияния на ее стоимость благодаря оказываемым мерам государственной поддержки», — говорится в пояснительной записке к документу.
Однако Шапарин придерживается иного мнения. Он спрогнозировал, что импортеры повысят цены автоматически на всю сумму утильсбора — то есть с 306 тыс. до 556 тыс. руб. минимум. Это, по его мнению, даст повод и для таких компаний, как АвтоВАЗ, подтянуть цены — примерно на 100 тыс. руб. О том, что цены на автомобили после таких изменений неизбежно вырастут, Autonews.ru заявил и глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Начнут ли китайцы строить заводы в России
В Минпромторге считают, что такой подход может способствовать формированию прогнозируемых условий для принятия инвестиционных решений как отечественными, так и готовыми к локализации зарубежными производителями. «Это важное условие для реализации совместных промышленных проектов», — отметили в ведомстве.
Эксперт Шапарин сомневается, что такой шаг привлечет китайцев налаживать производство в России. Он напомнил, что с помощью введения заградительного утильсбора ранее в страну удалось привести западных производителей. Они наладили свое производство и привлекли своих поставщиков. В случае же с китайскими автокомпаниями, по мнению Шапарина, такая стратегия не сработает, поскольку у китайских брендов «другие задачи и иной подход к бизнесу в России».
«Западные автобренды, например, Renault, Volkswagen Group, работали над тем, чтобы занять тут долю рынка, наладить производство. А китайцам это не нужно — они приезжает продавать свою домашнюю продукцию, которую им некуда девать, — считает Шапарин. — И дело тут даже не только в санкциях. Просто у них нет интереса создавать производство. Проще поднять цены, а дальше: хотите — берите, хотите — нет».
Насколько подорожают автомобили
В качестве примера можно привести недавние расчеты от РОАД по ввозу седана Jetta VA3 в возрасте от 1 года до трех лет при условии оформления автомобиля на юридическое лицо.
В Китае такую машину можно купить за 74 074 юаней (1 млн руб.), а в России — за 2 319 854 руб.
По подсчетам РОАД, к себестоимости автомобиля (1 млн) дополнительно прибавляются официальные сборы в размере 721 636 руб.: утильсбор (300,6 тыс. руб.), таможенная пошлина (150 тыс.), НДС (230 тыс.), акциз (5 936 руб.) и СБКТС (32 тыс.). Также приходится оплачивать сбор за таможенное оформление (3,1 тыс. руб.). Доставка оборачивается в дополнительные расходы в 240 тыс. руб.
Теперь на первом этапе автомобиль подорожает на 250 тыс. руб. — до 2 569 854 руб.
Схожие расчеты можно, к примеру, провести для одного из китайских бестселлеров в России — Chery Tiggo 7 Pro Max. Автомобиль с мотором 1,6 л после рестайлинга сейчас стоит от 2 770 000 руб. за версию с передним приводом до 3 320 000 руб. в топовой версии с приводом 4х4. К этой цене, условно, и придется прибавить 250 тыс. руб. в 2024 году и более 350 тыс. руб. — с 2025 года.
Chery Tiggo 7 Pro Max
Что будет для тех, кто хочет ввезти автомобиль для себя
В части импорта автомобильной техники изменения не затронут физических лиц, которые желают самостоятельно привезти в Россию автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования и соблюдают установленные правила оплаты таможенных пошлин и налогов.
Когда все заработает
Документ направлен на процедуру общественного обсуждения для дальнейшего рассмотрения его параметров. Оно продлится до 20 августа. В случае принятия нововведение вступит в силу с 1 октября 2024 года.
Читайте также: