Эксперты рассказали, что будет с ценами на бензин в России осенью 2023 года

Разбираемся, что происходит с ценами на бензин, какие меры готовят власти и как изменится стоимость топлива на АЗС

Германия отреагировала на запуск завода «Москвич» Закон и ПДД 14 октября 2022 На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta

На фоне стремительного роста цен на топливо в России было принято решение ввести временное ограничение на экспорт бензина и дизеля, соответствующее постановление было принято 21 сентября 2023 года. В правительстве объяснили, что такие меры необходимы для стабилизации внутреннего рынка. После этого биржевые цены на бензин упали на 10–11%, а дизель подешевел почти на 15%. Однако в конце сентября цены на топливо снова повысились.

Так, средние потребительские цены на бензин за период с 19 по 25 сентября выросли на 27 коп. — до 55,92 руб. за литр. Стоимость дизельного топлива повысилась на 1 руб. 3 коп. — до 64,99 руб. за литр. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (по итогам торгов в четверг, 28 сентября), цена бензина АИ-92 выросла за день на 0,53%, до 57,951 тыс. руб. за тонну, бензина АИ-95 — на 0,63%, до 60,393 тыс. руб. за тонну.

Как отреагировал Путин

Тема цен на бензин была затронута в ходе встречи президента России Владимира Путина с правительством. Глава государства потребовал от собравшихся обратить внимание на рост стоимости топлива и нормализовать ситуацию с ценами в ближайшее время. Для этого президент посоветовал плотнее работать с нефтяными компаниями, чтобы те ощущали свою ответственность за происходящее.

«Мы понимали, что будет дальше, это же не в первый раз. Цены растут, значит, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт. Все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительством, должны другую делать работу. Согласованную, конечно, с компаниями, но задачи-то другие», — заявил Путин.

Также глава государства на встрече с правительством привел данные Международной биржи в Санкт-Петербурге. Согласно им, стоимость одного литра бензина АИ-92 выросла на 8 руб.

«Мы первые 21-го числа ввели запрет на экспорт бензина и дизеля. Вроде как снижение наблюдается на бирже, да? А вот за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 (стоил) 51,6 руб. До 21-го было 49,7, то есть цена-то растет в рознице. Меры приняты, а цены растут», — отметил президент.

21 сентября правительство России ввело временные ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива. Это было сделано для стабилизации внутреннего рынка. В Минэнерго уточнили, что из-за таких ограничений следует ожидать увеличение предложения моторного топлива на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, может привести к дополнительному снижению цен. Запрет пока введен бессрочно, как долго он будет действовать, зависит от насыщения рынка и результатов этой меры.

Что говорят в правительстве

После выступления главы государства вице-премьер Александр Новак на совещании с членами правительства заявил, что после введения запрета на экспорт дизельного топлива и бензина на рынке наблюдается снижение оптовых и биржевых цен. По его словам, за неделю стоимость снизились на 20% по бензину и на 16% по дизелю.

«Текущие уровни цен отражают реальную конъюнктуру», — заявил Новак.

В свою очередь, Минэнерго и Минфин предлагают ввести заградительную пошлину $250 за тонну на экспорт всех видов нефтепродуктов для стабилизации ситуации на российском топливном рынке. В сентябре ставка на вывоз светлых нефтепродуктов составляет $6,4 за тонну. При этом нефтяники, осуществляющие поставки на внутренний рынок, получат компенсацию этой пошлины через обратный акциз на нефть.

«Посмотрим, будет ли принят такой маневр, в этом есть сомнения. Отрасли он, мягко говоря, не нравится. Отрасли нравится продавать нефтепродукты за валюту и где-то ее складировать. Дефицит предложения долларов на российском рынке взялся не просто так, наша страна получает весьма заметные экспортные нефтяные доходы», — прокомментировал эту инициативу в беседе с корреспондентом Autonews.ru президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Почему растут цены на бензин

Кандидат экономических наук, доцент департамента логистики Финансового университета при правительстве России Александр Арский заявил корреспонденту Autonews.ru, что повышение цен на топливо в России связано с повышением цен на международном рынке. По его словам, экспортеры стараются заработать «на моменте».

Читать также:
«И снова третье сентября». Любимые машины Михаила Шуфутинского

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что оптовые цены на топливо вновь начали свой рост из-за ожидания отмены введенного эмбарго. Как объяснил эксперт, изначально стоимость очень сильно просела, а теперь происходит коррекция на биржевом рынке.

«Это тот уровень при нынешнем балансе спроса и предложения, который можно считать нормальным. В том числе и с точки зрения маржинальности», — рассуждает Баженов.

Что касается розничных цен на топливо, то, по мнению эксперта, тут происходит «отложенная реакция» на изменения оптовой стоимости.

«Дело в том, что розница обычно реагирует на рост оптовых цен не сразу, а постепенно», — отметил Баженов.

Когда прекратится рост цен

По прогнозу Новака, вслед за снижением цен на топливо на бирже такие же тенденции будут отмечаться и в рознице. Причем в первую очередь, как объяснил вице-премьер, это коснется независимых АЗС. Он заметил, что на таких заправках рост цен в течение года близок к уровню инфляции. При этом повышенные цены, по его мнению, наблюдаются главным образом именно на независимых АЗС.

По словам Арского, такие скачки цен на топливо происходят 1–2 раза в три года. Он подчеркнул, что все это заканчивается реакцией президента и вводом специальных мер. Например, повышением экспортных пошлин.

«В ближайшее время стоимость топлива будет стабилизирована», — подчеркнул Арский.

В свою очередь, Антон Шапарин не верит в скорейшее снижение цен на топливо. По его словам, скоро можно будет ожидать так называемого «затоваривания» топлива.

«Следовательно, мы увидим падение прорабатывания нефтепродуктов, а также снижение выработки бензина. Все это приведет к очередному росту цен на бензин. Поэтому за счет запрета на экспорт сколько-нибудь серьезно повлиять на цены на топливо не получится, максимум — это временная затычка в этом вопросе», — говорит он.

Арский добавил, что требования президента на совещании кабмина абсолютно понятны и обоснованны. Однако как именно правительство собирается обязать нефтяников выбрасывать на рынок дополнительные объемы топлива и снижать цены, пока непонятно.

По мнению Баженова, дальнейшая ценовая политика на российских АЗС будет полностью зависеть от того, как на последние изменения отреагирует регуляторы. В частности, на ситуацию кардинальным образом может повлиять ввод заградительных пошлин.

«Совершенно очевидно, что у властей имеется некая стратегия в нынешней ситуации. Однако как все это будет реализовано на практике, пока что большой вопрос», — заключил он.

О том, что летом многие нефтеперерабатывающие заводы закрываются для проведения плановых ремонтных работ и остановка НПЗ неизбежно ведет к дефициту топлива, напомнил в беседе с Autonews.ru независимый эксперт по транспорту Алексей Тузов. Помимо этого, по его словам, нужно учитывать загруженность железнодорожных путей, которая традиционно растет в летний сезон.

«На трафик влияет и интенсивная поставка военных грузов в зону специальной военной операции. В результате увеличиваются сроки поставки бензина на нефтебазы. Кроме того, серьезной проблемой является серый экспорт. В результате резкого роста курса доллара производителям выгодно продавать топливо за границу, а не на местный рынок», — сказал эксперт.

Он отметил, что недобросовестные участники скупают топливо в России и вывозят его за рубеж.

«Росту объемов экспорта способствует сокращение государственных субсидий, предоставляемых в рамках демпферной системы. В соответствии с новым законом с сентября 2023 года соответствующие компенсационные выплаты уменьшаются на 50% вплоть до 2026 года», — говорит Тузов.

Еще одной причиной повышения цен на топливо, по словам эксперта, является сезонный фактор. Он напомнил, что в России выросла популярность автотуризма из-за ограничения на выезд в европейские страны и закрытия аэропортов на юге страны. Не нужно забывать и о росте объемов сезонных сельскохозяйственных работ, для которых требуется дизельное топливо.

По прогнозу Тузова, цены на топливо могут начать снижаться ближе к концу осени. Так, в конце октября завершатся сельскохозяйственные работы. Временно остановленные НПЗ начнут работать на полную мощность, а интенсивность автотуризма пойдет на спад.

«Введение экспортных ограничений, запуск системы лицензирования и повышение пошлин создадут условия для плавного снижение цены на бензин. Вместе с этим не нужно забывать об изменении механизма субсидирования нефтяников и риске дальнейшего роста курса доллара по отношению к рублю», — считает эксперт.

Как заключил Тузов, в ближайшей перспективе стоимость топлива снизится незначительно.