Содержание:
Все о ГАЗ-13 «Чайка»: история создания и интересные факты
В отличие от «черных воронков» сталинского периода, которых сколь желали, столь же и боялись, «Чайка» стала символом куда более светлым. Но таким же недостижимым для простого смертного
Советский правительственный роскошный автомобиль ГАЗ-13 Чайка в Музее военной и автомобильной техники УГМК. Верхняя Пышма, Россия
История автомобиля «Чайка»
Решение о создании «Чайки» назрело в середине пятидесятых годов, когда стало понятно, что представительский ЗИМ, стартовавший в производстве сразу после войны, безнадежно устарел. Тяжелый высокий автомобиль на фоне своих стремительных и элегантных американских одноклассников смотрелся уже откровенным анахронизмом. Меж тем, поначалу конструкторы планировали лишь модернизировать старую платформу – так появился автомобиль ЗИМ-12В. Но, несмотря на модную двухцветную окраску и фейслифтинг, лимузин не убавил в весе и не стал современнее – возможности для модернизации были исчерпаны. Тогда к созданию нового образа подключился знаменитый художник Лев Еремеев (автор стайлинга ГАЗ-21), который оказался так же и «крестным отцом» ЗИЛа-111, что и объясняет схожесть двух моделей. Однако после многочисленных опытов коллектив окончательно приходит к выводу, что сделать ЗИМ современнее уже не удастся, и с середины пятидесятых годов на заводе начинаются работы по темам «Чайка» и «Стрела». И нельзя сказать, что образ будущего автомобиля складывался легко и быстро.
«Рестайлинговый» ЗИМ-12В. Провалившаяся попытка дать второе дыхание старой платформе
В 1956 году НАМИ закупает для всестороннего исследования несколько образцов американских автомобилей «Паккард» и «Империал». В их числе Packard Caribbean и Packard Patrician, оба 1956 модельного года. Существует легенда о проведении в НАМИ закрытой выставки только для членов коммунистической партии (беспартийный советский житель мог «не выдержать» культурного шока от столкновения с заокеанским авто), после которой часть автомобилей была передана на ГАЗ, а часть – на ЗИЛ для детального изучения. Так или иначе, «Паккарды» попадают на Горьковский завод. А в 1957 году опытная партия из 9 «Чаек» (различные источники называют разные цифры) отправилась в пробег протяженностью 21 000 км. Все автомобили имели модную в ту пору двухцветную окраску — бежевый с красным или бежевый с бледно-салатовым.
Packard Caribbean. Главный вдохновитель внешности «Чайки»
В 1959 году «Чайка» выходит в серию, и сразу же после официального дебюта в высших эшелонах власти за машину разражается настоящая война. Ведь объем производства предшественника (ЗИМ/ГАЗ-12) составлял несколько десятков тысяч, да и сам по себе ЗИМ был весьма распространенным номенклатурным автомобилем. Про ГАЗ-13 этого сказать было нельзя, и подобная ситуация сразу же образовала целый пласт «обиженных» чиновников. Однако военные нашли свой выход из положения: на одном из оборонных заводов к кузову «Чайки» приваривалась передняя и задняя часть от ЗИМа. На практике получался довольно необычный внешне автомобиль, прозванный в народе "Ослобык". Остается только восхищаться уровнем мастерства неизвестных героев, соединявших воедино автомобили разных характеристик и эпох.
«Ослобык»: гибрид темного сталинского прошлого и светлого хрущевского настоящего
Логотип машины «Чайка»
Заокеанскому Packard наши «Чайки» обязаны не только характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и «зубастой» решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках тоже имеют явное сходство. Правда, несут разный смысл: у ГАЗовской модели это стилизованное изображение птицы, тогда как у американского прообраза – буква V, аллегория к мотору V8.
Что до красивого «воздушного» названия, Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского автозавода) рассказывала, что как-то на одной из экскурсий Лебедева (дизайнер ГАЗа) спросили:
— А почему автомобиль назвали "Чайка"?
На что Лебедев ответил:
— Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро: будущий автомобиль должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе. Поэтому если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.
Разумеется, официально заводом тиражировалась куда более «народная» и романтическая версия. Цитата из официальной брошюры: «Горьковчане – жители города, стоящего на Волге, – часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки. И когда встал вопрос о том, как назвать новую легковую машину высшего класса ГАЗ-13, горьковчане-автомобилестроители выбрали ей имя «Чайка».
С какой машины скопировали «Чайку»
Несмотря на очевидную схожесть с американской моделью, которой вдохновлялись на ГАЗе, говорить о том, что «Чайка» являлась полной копией «Паккарда», было бы неверно. При всех стилистических заимствованиях отечественный седан обладал иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, а также формой боковин и задка. Оригинальными являлись и так называемые «сложенные крылья», образованные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла. Учитывая все эти решения, ГАЗ-13 можно считать квинтэссенцией «аэро» стиля в советском автомобилестроении — первым и ярчайшим его представителем.
Бесспорно, дизайн «Чайки» остался вне времени
Модели автомобиля «Чайка»
На основе базовой модели ГАЗ-13 мелкосерийно или экспериментально выпускались различные вариации, а наиболее «запутанной» в глазах обывателей выглядит история с очень похожей моделью от московского завода: ЗИЛ «Чайка». Который, что характерно, совсем не «Чайка» — но об этом ниже. Вкратце скажем об основных модификациях и «родственном» ЗИЛе.
ГАЗ-13 «Чайка» седан
ГАЗ-13 «Чайка»
Базовая модификация и главный герой статьи. С кузовом седан за заводские ворота выехала большая часть автомобилей, а всего их было выпущено около 3200 экземпляров (по некоторым данным – 3179). Уверенно назвать точную цифру представляется затруднительным: несмотря на формально серийное производство, ГАЗ-13, очевидно, был машиной не для всех. Поэтому всегда имел место индивидуальный заказ. Также свою долю путаницы вносила весьма своеобразная процедура капремонта, когда помимо ревизии узлов и агрегатов целиком менялся кузов. Как проходили такие замены по заводским документам, и как учитывались в статистике производства те самые кузова, наверняка сегодня едва ли скажут даже фанаты модели.
Под капотом «Чайки» располагался фактически грузовой бензиновый V8 одноименной модели ГАЗ-13 или ГАЗ-13Д. В зависимости от модификации «восьмерка» выдавала от 195 до 215 л.с., что по тем временам, с учетом сухой массы машины в 2100 кг, обеспечивало неплохую динамику. До сотни «Чайка» разгонялась за 20 секунд, а максимальная скорость составляла 160 км/ч. На колеса крутящий момент передавала автоматическая 3-ступенчатая трансмиссия с гидротрансформатором, имевшая оригинальное кнопочное переключение режимов.
Интерьер ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13А «Чайка» лимузин
На самом деле громкое звание лимузина принадлежало версии ГАЗ-13А лишь формально – по наличию перегородки между передним рядом и отделяемым объемом салона. Удлиненной базы или каких-то особых технических роскошеств машина не имела. Разве что два средних откидных кресла для стенографистов/охранников, как в классической «Чайке», в лимузине отсутствовали, предоставляя пассажирам полную приватность. Выпускалась такая версия по заказу Минобороны и увидела свет в количестве нескольких штук.
ГАЗ-13С «Чайка» универсал
Демонстрация РАФ ГАЗ-13С Чайка на выставке советских автомобилей. Москва, ВДНХ
Пятидверная версия ГАЗ-13 имела дополнительную литеру «С» в индексе и была выпущена в мизерном количестве – всего порядка 20 машин. Производство было налажено на «дружественном» автозаводе РАФ в Латвии, а дополнительный объем получали путем ручной надстройки кузова обычного седана. В результате практически все из двух десятков экземпляров имели некоторые отличия. «Чайки»-универсалы предназначались для медицинского обслуживания номенклатуры и причастных, поэтому, разумеется, классических крестов не имели, а красились исключительно в черный. Тем не менее, внутри они были оборудованы по аналогии с обычными медицинскими автомобилями и имели лежачее место в виде носилок. Также два экземпляра ГАЗ-13С были выполнены в версии катафалк.
ГАЗ-13Б «Чайка» фаэтон
ГАЗ-13Б
Еще одна версия базовой машины, выпущенная очень ограниченным тиражом. Как видно из названия, такая «Чайка» представляла собой 4-дверный автомобиль с откидным верхом. Традиционная сфера применения модификации «Б», как и во всем мире, заключалась в дефиле на официальных парадах и прочих массовых мероприятиях, требовавших официоза и помпы. Кинематика складывания тентованного верха была автоматизирована с помощью двух гидроцилиндров, приводимых в действие кнопкой в салоне.
Отличия ГАЗ-13 «Чайка» от ЗИЛ-111
Что касается ЗИЛ-111, то его часто ошибочно также называют «Чайкой», хотя модель имени собственного никогда не имела. Так происходит потому, что внешне машины действительно очень похожи. Однако разрабатывались они независимо друг от друга, а идентичность образа объясняется единым пером мастера-дизайнера: Льва Еремеева. На деле же это два совершенно разных автомобиля: у них разные габариты, двигатели, интерьеры и вообще все остальное. Детальные отличия ГАЗ-13 «Чайка» от ЗИЛ-111 тянут на отдельную статью, поэтому скажем кратко.
ЗИЛ-111. Действительно очень похож внешне, но совершенно другой по сути
«Чайка» — это некий тогдашний S-класс. Дорогой, роскошный, но все же относительно массовый и допускающий езду на нем в качестве личного повседневного автомобиля за рулем. Тогда как ЗИЛ-111 – это «Аурус» правительственного гаража. Перемещаться на котором могли лишь считаные люди во всем СССР из самых высоких кабинетов, а статус машины даже в теории не предполагал личного владения. Соответственно и выпускались ЗИЛы практически штучно, с максимальным применением ручной работы – даже кузовные детали формовали по старинке, без штамповочных прессов. В связи с чем, многие панели, в случае ДТП, с одной машины на другую было просто так не переставить.
Сколько стоит машина «Чайка»
Россия. Москва. 23 июля 2017. Автомобиль «Чайка» ГАЗ-13 во время ралли классических автомобилей «ГУМ-Авторалли Gorkyclassic -2017»
На сегодняшний день, в отличие от времен ушедших, купить «Чайку» может любой желающий. В теории. Ведь одно условие остается неизменным: нужно быть человеком как минимум обеспеченным. На площадках частных объявлений дожившие до нашего времени экземпляры продаются по действительно баснословным ценам. Самые невзрачные и требующие вмешательства машины начинаются от 3-5 млн. рублей, а за эксклюзивные версии, исполненные некогда по индивидуальным заказам, или профессионально отреставрированные, просят десятки миллионов. Средний ценник на ГАЗ-13 легко переваливает за прайс новеньких премиум-седанов, не говоря уж о «ширпотребных» моделях. Стало быть, времена поменялись, а «Чайка», по прошествии 65 лет, осталась такой же: красивой, желанной и совершенно недосягаемой для простого смертного.