Содержание:
Все об индексе скорости и нагрузки шин: расшифровки и таблица
Индекс скорости и нагрузки шин — параметр при обсуждении резины далеко не такой популярный, как диаметр или наличие шипов. Однако эти характеристики являются, как минимум, не менее важными
Что такое индекс скорости на шинах
Индекс скорости — это параметр, определяющий максимально допустимую скорость движения автомобиля на данных шинах. В международной системе маркировки покрышек этот параметр указывается буквами латинского алфавита. Чем дальше буква по порядку от «A» — тем выше индекс скорости. Например, для шины с обозначением 205/55 R16 91H литера «H» указывает на максимальную скорость движения в 210 км/ч (см. таблицу ниже).
Что такое индекс нагрузки на шинах
Индекс нагрузки шин — это характеристика, определяющая максимально допустимую нагрузку на одно колесо. Так же как индекс скорости, индекс нагрузки в обязательном порядке присутствет в ряду основных параметров на боковине покрышки. Значение указывается числом, стоящим перед индексом скорости: чем выше, тем большую нагрузку способна выдержать шина. Для модели с обозначением 205/55 R16 91H число 91 говорит о максимальной нагрузке в 615 кг. Таблица индексов нагрузки приводится далее.
Индекс скорости на шинах: таблица с расшифровкой
Индекс Макс. скорость, км/ч Индекс Макс. скорость, км/ч K 110 T 190 L 120 U 200 M 130 H 210 N 140 V 240 P 150 VR >210 Q 160 W 270 R 170 Y 300 S 180 ZR >240
Максимально допустимая скорость, определяемая индексом покрышки, устанавливается производителем с запасом. То есть, при некотором превышении указанного лимита колесо сразу не взорвется и не придет в негодность. Тем не менее, характеристики управляемости, торможения и иные параметры могут находиться вне заданных производителем пределов.
Обозначение VR и ZR на боковине покрышки
Отдельное пояснение стоит сделать касательно обозначений VR и ZR, приводимых практически во всех таблицах открытых источников. Как можно видеть, пределы максимально допустимой скорости у них совпадают с таковыми у индексов H и V. Однако маркировка с двойной буквой до сих пор вызывает споры, и разные источники дают свою трактовку.
Что касается VR, встретить это обозначение даже на картинках в интернете сегодня практически невозможно. Известно лишь, что до начала 90-х годов VR была одной из трех маркировок, обозначающих скоростной пердел некоторых шин. Так, VR имели лимит свыше 210 км/ч (т.е. для самых быстрых машин), HR обозначали ограничение в 210 км/ч, SR — в 180 км/ч.
А вот ZR на боковине и сегодня встречается довольно часто. Касательно предыстории этих букв есть несколько мнений.
- Версия 1: двойная литера ZR на боковине говорит о том, что резина предназначена исключительно для спортивных автомобилей. В частности, такая модель пригодна для гоночной трассы — конструкция покрышки допускает не только движение с высокой скоростью, но и постоянные боковые нагрузки в быстрых поворотах.
- Версия 2: у покрышек ZR есть специальный плотный (и немного выступающий за пределы резины и диска) буртик. Он исполняет роль как усилителя боковины на треке, так и внешнего буфера для защиты колеса от бордюров и иных препятствий при повседневной эксплуатации.
- Версия 3: это просто устаревшая маркировка, когда перед обязательным указанием наличия радиального корда ® спортивные покрышки маркировали еще и буквой Z.
Важно обратить внимание, что индекс ZR на современных шинах всегда стоит не после обозначения индекса нагрузки, а перед указанием радиальной конструкции резины. Пример: 295/30 ZR19 100Y (одна из моделей покрышек Lamborghini). Как видно, скоростной лимит «Y» указан как обычно, в конце. Следовательно, к индексу скорости обозначение ZR не имеет никакого отношения.
Судя по всему, все три вышеозвученных предположения имеют право на существование и развивались параллельно, в зависимости от исторического периода и производителя шин. Сегодня же они частично дополняют друг друга. Например, самые обычные легковые покрышки низкого профиля защитный буртик могут иметь, но при этом не иметь литеры Z. Тогда как множество спортивных ZR-покрышек, напротив, не имеют никакого буртика.
Индекс нагрузки на шинах: таблица с расшифровкой
Таблица соответствия обозначений максимальной нагрузки на колесо для легковых и грузовых автомобилей приведена ниже.
Индекс Нагрузка на шину, кг Индекс Нагрузка на шину, кг 62 265 96 710 63 272 97 730 64 280 98 750 65 290 99 775 66 300 100 800 67 307 101 825 68 315 102 850 69 325 103 875 70 335 104 900 71 345 105 925 72 355 106 950 73 365 107 975 74 375 108 1000 75 387 109 1030 76 400 110 1060 77 412 111 1090 78 425 112 1120 79 437 113 1150 80 450 114 1180 81 462 115 1215 82 475 116 1250 83 487 117 1285 84 500 118 1320 85 515 119 1360 86 530 120 1400 87 545 121 1450 88 560 122 1500 89 580 123 1550 90 600 124 1600 91 615 125 1650 92 630 126 1700 93 650 127 1750 94 670 128 1800 95 690 129 1850
Как и в случае с индексом скорости, указание максимальной нагрузки подразумевает небольшой запас. Тем не менее, рассчитывать на него не стоит. Напротив — лучше избегать эксплуатации автомобиля с нагрузкой, близкой к предельно допустимому значению покрышек. Во избежание повышенного износа протектора и ухудшения управляемости.
В остальном, в вопросе расшифровки индексов нагрузки каких-либо неочевидных нюансов нет. Учитывать необходимо лишь то, что цифра индекса не соответствует фактическому числу килограммов линейно. То есть, универсального коэффициента, на который можно умножить любой индекс и получить искомое количество килограммов, не существует. Для определения значения необходимо пользоваться таблицей.
Комментарий эксперта
Некоторые моменты, касающиеся выбора индекса скорости покрышек, разъясняет Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево».
Можно ли ставить на автомобиль шины с разным индексом скорости?
«Это допустимо, но в идеальном варианте рекомендуется использовать шины с одинаковым индексом. Смешанное использование шин может неблагоприятно сказаться на характеристиках автомобиля и безопасности движения.
Шины с разными индексами скорости могут иметь различный состав, конструкцию и неодинаковую способность справляться с нагрузками на дороге. Также шины с более низким индексом станут ограничивающим фактором на максимальной скорости, что может привести к ухудшению управляемости. Поэтому, если требуется заменить одну или несколько шин, рекомендуется ставить одинаковые модели. Это поможет обеспечить однородность характеристик и поддерживать оптимальные условия эксплуатации автомобиля. Необходимо также следить за правильным давлением и регулярно проверять состояние шин для обеспечения безопасности и долговечности эксплуатации».
Нужно ли всегда выбирать максимально высокий индекс скорости из доступных?
«Выбор индекса скорости должен соответствовать реалистичным условиям эксплуатации, и не всегда имеет смысл брать максимально высокий.
Если машина главным образом используется в пределах законных скоростных ограничений на дорогах, то выбор шин с индексом скорости, близким к максимальной скорости автомобиля, будет оптимальным. Однако если вы планируете эксплуатировать автомобиль в экстремальных условиях, например на треке, то стоит рассмотреть шины с более высоким индексом.
Также выбор должен учитывать исходные параметры автомобиля, наличие дополнительного оборудования и предпочтения в комфорте и экономичности. Лучше всего проконсультироваться с шинным экспертом или дилером в каждом конкретном случае, чтобы получить рекомендации, которые подходят именно для вашего автомобиля и способа его использования».
Читайте также:
• Маркировка шин и расшифровка: как читать, что обозначает, для чего требуется
• Давление в шинах: каким должно быть, таблица
• Какие шины можно покупать: 6 дешевых, но хороших брендов