Содержание:
В ГИБДД назвали перечень неработающего оборудования, за которое оштрафуют
C 1 декабря 2023 года в России запретят производить машины без ABS, а с 1 февраля 2024 года — без ЭРА-ГЛОНАСС. Водителей уже напугали штрафами ГИБДД за их отсутствие: в ведомстве ответили, что могут проверять инспекторы
Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят Закон и ПДД 14 октября 2022 На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta
Множество изменений для водителей в части оснащения автомобилей и возможностей их проверки инспекторами ГИБДД вступили в силу или заработают совсем скоро. Автомобилистов уже начали пугать неожиданными штрафами — например, за отсутствие системы ЭРА-ГЛОНАСС, без которой сейчас частникам можно ввозить машины, а заводам — выпускать без них новые машины. В ГИБДД (ответы ведомства согласовывает МВД России) и АО «ГЛОНАСС» в ответ на запрос Autonews.ru перечислили реальные поводы для штрафа за неисправный автомобили.
ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательной для всех с 1 февраля 2024 года
Автомобили без кнопки экстренного вызова оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС можно производить в России с 1 ноября 2022 года. Согласно постановлению правительства, такая льгота действует для российских автокомпаний до 28 февраля 2023 г. Более того, согласно этому же документу, в случае невозможности оснащения транспортных средств устройством вызова экстренных оперативных служб при выпуске в обращение с 28 февраля 2023 г. все равно допускается их продажа.
Однако производитель при этом обязан дооснастить такие автомобили устройствами вызова экстренных оперативных служб в срок до 1 февраля 2024 года. Такие нормы касаются только тех компаний, которые ведут локализованное производство на территории России — например, АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ, КАМАЗ и так далее.
Получается, что многие отечественные автомобили пока ездят без этой системы. Некоторые производители, например, АвтоВАЗ, говорил, что в любом случае уже старается оснастить все модели ЭРА-ГЛОНАСС, однако недавно оказалось, что у партии свежих Lada Vesa этого оборудования все-таки нет.
Что касается ввозных автомобилей, то с 1 октября 2022 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при ввозе на территорию России автомобилей снова приходится дооснащать их системами вызова экстренных служб (СВЭС) — кнопками SOS. А вот если машина оформлена на частника, то кнопка не нужна — эта норма действует до 1 февраля 2024 года.
В Сети после объявления об окончании льготного периода уже напугали водителей сообщениями, что им грозят штрафы за поездки на машинах без ЭРА-ГЛОНАСС — вплоть до 50 тыс. руб. Однако в ГИБДД и в АО «ГЛОНАСС» объяснили все нюансы.
Так, в МВД России в ответ на запрос Autonews.ru объяснили, что инспекторы ГИБДД вовсе не несут ответственности за проверку работы системы вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» непосредственно во время эксплуатации машины. Проще говоря — инспектору при проверке все равно, есть ли в машине эта кнопка и работает ли она.
«МВД России осуществляет проверку выполнения установленных требований безопасности в отношении компонентов транспортного средства, согласно его комплектации на момент выпуска в обращение. Вопросы выпуска в обращение транспортных средств, а также требования к ним (в том числе временные), относятся к компетенции Минпромторга России. Контроль наличия и работоспособности системы вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» на транспортных средствах при их эксплуатации подразделениями Госавтоинспекции не осуществляется», — сказано в ответе ведомства.
В пресс-службе АО «Глонасс», в свою очередь, заявили Autonwes.ru, что информация о штрафах за отсутствие устройств вызова экстренных служб, подключенных к «ЭРА-ГЛОНАСС», а также о проверках автомобилей на наличие устройств не соответствует действительности.
Таким образом получается, что штрафа за отсутствие ЭРА-ГЛОНАСС для рядовых водителей просто не существует.
ABS должны вернуть к 1 декабря 2023 года
То же постановление правительство разрешило выпускать автомобили с рядом упрощенных параметров до 1 декабря 2023 года. В частности, в России до этого времени можно производить транспорт без антиблокировочной системы тормозов (ABS). Исключение составляют только транспортных средств, предназначенные для перевозки опасных грузов, и транспортных средств для перевозки детей.
При этом с 1 сентября 2023 года в России заработает обновленный перечень неисправностей автомобилей, при которых запрещена их эксплуатация. Перечень считается частью постановления правительства, которым утверждены действующие ПДД. Согласно КоАП, за указанные нарушения автомобилистов следует штрафовать за такие нарушения по ст. 12.5 КоАП на 500 руб. При этом, согласно этому перечню, нарушением считается и неисправная система ABS. Выявлять ее инспекторам ГИБДД предлагается с помощью проверки светового индикатора на панели приборов автомобиля.
Однако, как пояснили Autonews.ru в ГИБДД, автомобилистам с упрощенными автомобилями, которые были произведены официально, штрафы за отсутствие ABS не грозят.
«Антиблокировочная тормозная система является составной частью рабочей тормозной системы, от исправности которой зависит безопасность транспортного средства. Неисправность данной системы выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния АБС. При этом в случае, если заводом-изготовителем автомобиля АБС не предусмотрена, дооснащение такой системой не требуется», — сообщили в МВД России в ответ на запрос.
Таким образом, водителям легковых автомобилей с неисправной системой ABS при встрече с инспектором ГИБДД грозит штраф в 500 руб. При этом если машина официально упрощенная, то есть эта система производителем не предусмотрена, наказания не последует.
Шины не по сезону и шипы
А вот за шины не по сезону автомобилистов действительно ждут штрафы — эта норма также прописана в перечне неисправностей. Однако, как пояснили Autonews.ru в ГИБДД, и здесь есть свои нюансы. Там рассказали, что в постановлении с перечнем неисправностей используется единый для всей территории России подход по ограничению использования шин «не по сезону».
«Так, например, летом (с июня по август) запрещено использовать ошипованные зимние шины, а зимой (с декабря по февраль) — летние. При этом запрет на использование зимой летних шин распространяется только на легковые автомобили и небольшие грузовики массой до 3,5 тонн», — сообщили ведомстве.
Водителя также накажут, если зимние шины, шины с шипами противоскольжения (в случае их применения) установлены не на все четыре колеса. Штраф за такое нарушение также составляет 500 руб. и оплатить его можно со скидкой 50%.
Можно ли уехать после получения штрафа за ABS или шины
При этом, как объяснили Autonews.ru опрошенные юристы, оштрафованные за неправильные шины или неработающую ABS автомобилисты смогут продолжить движение — как минимум до места ремонта или парковки. Об этом, в частности, рассказал член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов. По его словам, в ПДД есть две категории технических неисправностей: с поломками из первой группы автомобилистам ездить вообще нельзя. Например, если у машины не работают тормоза или неисправно рулевое управление. А вот нарушение, связанное с установкой неправильных шин, запрещает эксплуатацию, но не запрещает передвижение до СТО или до места парковки. Правда, штраф грозит при каждой встрече с инспекторов ГИБДД на пути.