Содержание:
Что делать, если загорелась EPC на приборной панели, и как это исправить
Что означает загоревшийся символ «EPC» на приборной панели автомобилей группы VAG и Mercedes-Benz
Любой индикатор, отличающийся от привычных «долейте жидкость стеклоомывателя» и «малый остаток топлива», вызывает у автовладельца понятное беспокойство. Вдвойне неприятно, когда с появлением тревожного символа машина начинает ехать хуже, или вовсе отказывается это делать. Разбираем, в чем смысл символа «EPC» на приборной панели, знакомого многим владельцам автомобилей группы VAG и Mercedes-Benz.
Что такое EPC в автомобиле
EPC — это электронная система контроля мощности двигателя автомобиля. Она помогает стабилизировать поведение автомобиля на дороге. Это комплекс электронно-управляемых компонентов, отвечающих за мощность двигателя. Несмотря на более чем обширное определение (ведь есть еще «Check engine»), EPC включает в себя вполне конкретные узлы. Прежде всего, это дроссельный узел, задающая его работу электронная педаль газа и датчик педали тормоза. EPC расшифровывается как Electronic Power Control. Ею оснащают, в частности, автомобили Mercedes, модели, которые выпускает Volkswagen Group: Skoda, Volkswagen, Audi и другие.
Ошибка EPC на приборной панели: 5 причин
Ниже перечислены основные причины появления ошибки EPC на приборной панели. Стоит помнить, что, как и символ Check Engine, индикатор EPC сам по себе не указывает на какую-то конкретную ошибку. Для точного определения неисправности потребуется либо обращение на сервисную станцию, либо наличие собственного диагностического сканера стандарта OBD-II.
1. Сбой электропитания.
Возникающая ошибка EPC зачастую свидетельствует не о реально существующей неисправности, а о проблемах с питанием электроники. Например, если присутствует плохой контакт клемм аккумулятора или плавает сигнал в одном из разъемов — например, дросселя или педали газа. Также, владельцы Mercedes нередко сообщают о связи индикатора EPC с низким зарядом аккумулятора.
2. Неисправность в дроссельном узле
Среди прочих электронных компонентов дроссель включает в свой состав датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Этот датчик определяет угол открытия заслонки в зависимости от нажатия педали и режима работы двигателя. Если ДПДЗ уже имеет значительный износ, но частично работает, ошибка EPC будет возникать только при определенном положении педали газа. Для Skoda, Volkswagen, Audi и других марок группы VAG, если EPC горит на холостом ходу, но гаснет при добавлении оборотов — с высокой долей вероятности это говорит о неисправности дроссельного узла. Если датчик положения полностью вышел из строя, или отказал другой компонент (например, сервопривод), EPC будет гореть постоянно.
3. Неисправность педали газа
Здесь ситуация схожа с таковой в дроссельном узле. Степень нажатия электронной педали газа определяет находящийся в ней датчик положения. Если он изношен или полностью вышел из строя, символ EPC на приборной панели будет либо появляться периодически, либо гореть на постоянной основе.
4. Неисправность педали тормоза
И снова наиболее частая причина кроется в датчике положения. Если он «залип», или выдает неверный сигнал, блок управления считает, что автомобиль замедляется. Следовательно, полностью прекращает подачу топлива. Возникает конфликт: водитель жмет на газ, а датчик педали тормоза выдает информацию, что надо останавливаться. Итогом является ошибка EPC и переход в аварийный режим с принудительным ограничением тяги.
5. Необходима адаптация дросселя
Электронная дроссельная заслонка для корректной работы требует начальной калибровки, которая определяет ее минимальное и максимальное положение открытия. Для новых автомобилей такая адаптация производится на заводе, но по ряду причин она может «слетать», вследствие чего владелец наблюдает ошибку EPC на приборной панели. Причины могут быть разными, среди основных — отсоединение электроразъема дросселя и механическое воздействие на заслонку. И то и другое почти всегда является результатом процедуры чистки дроссельной заслонки.
Как исправить ошибку EPC
Здесь все зависит от опыта и знаний владельца. Но решающую роль играет факт наличия диагностического сканера для выявления кода неисправности — ведь ни о чем конкретном значок EPC не сообщит. Подключив устройство по протоколу OBD-II (поддерживают все современные автомобили) сразу можно будет понять, в каком направлении продолжать дальнейшую диагностику. Ниже приведены примеры диагностических кодов, связанных с ошибкой EPC на автомобилях концерна VAG, с расшифровкой и некоторыми комментариями.
P1171 — недостоверный сигнал датчика положения дроссельной заслонки 2
P1172 — сигнал ДПДЗ 2 слишком мал (замыкание на массу)
P1173 — сигнал ДПДЗ 2 слишком велик
P1335 — невозможен контроль крутящего момента (здесь с высокой долей вероятности можно говорить о выходе из строя одного из датчиков, отвечающих за расчет подачи топлива)
P1388 — неисправен блок управления
P1542 — недостоверный сигнал ДПДЗ 1
P1543 — сигнал ДПДЗ 1 слишком мал
P1544 — сигнал ДПДЗ 1 слишком велик
P1545 — отказ сервопривода дросселя (либо фактическая неисправность, либо плохой контакт разъема, либо обрыв в проводке)
P1559, P1579 — требуется повторная адаптация дросселя (электроника не может найти нулевую точку положения)
P1564 — недостаточное напряжение при попытке выполнения базовой установки (с высокой долей вероятности отказал ДПДЗ)
P1568 — механическая неисправность сервопривода
P1630 — низкий сигнал датчика педали газа 1
P1631 — высокий сигнал датчика педали газа 1
P1633 — низкий сигнал датчика педали газа 2
P1634 — высокий сигнал датчика педали газа 2
P1677 — цепь контрольной лампы EPC постоянно замкнута на «плюс» (фактической неисправности нет, ошибка сообщает о замыкании самого индикатора EPC)
Если не брать в расчет самые простые сценарии, с явным повреждением проводки или плохим контактом разъемов, то для устранения неисправности рядовому автовладельцу необходимо будет обратиться на сервис.
Безопасно ли ездить с включенным EPC
Формально, ошибка EPC на приборной панели не является предписанием для полного прекращения движения. Тем не менее, параллельно с появлением этого символа на информационном экране высвечивается соответствующее предупреждение. Обычно оно рекомендует незамедлительно обратиться на сервисную станцию, а также информирует о том, что обороты двигателя будут принудительно ограничены до устранения неисправности.
Стоит обратить внимание на важный момент: даже при явном отсутствии симптомов неисправности (машина едет как обычно), долго передвигаться с ошибкой EPC не стоит. Во-первых, обычное, на первый взгляд, поведение автомобиля совершенно не означает, что система управления двигателем работает в штатном режиме. В современном двигателе есть множество взаимодополняющих друг друга систем контроля и управления. Каждая из которых, при поломке одного из компонентов «соседа», нередко может частично скомпенсировать его функции. Но, в любом случае, это приведет к перерасходу топлива, уменьшению тяги, повышенному загрязнению поршневой группы коксом. Другими словами, двигателю это точно не полезно, а владельцу невыгодно.
Наконец, есть в индикаторе EPC и реальный фактор аварийности. Если ошибка плавающая и возникает спонтанно, параллельно ограничивая запас мощности, это может оказаться крайне опасным. Например, на обгоне, когда водитель начал маневр без ошибок на приборной панели, а в процессе внезапно загорелась EPC и мощность резко упала. Поэтому, при появлении такого индикатора с посещением профессиональной сервисной станции лучше не затягивать.