Содержание:
Эксперты рассказали, что будет с ценами на бензин летом 2024 года
В России биржевые цены на бензин выросли на 2% после снятия запрета на экспорт топлива из страны. Что будет со стоимостью бензина и дизеля на АЗС летом 2024 года
В России подорожал бензин на бирже после того, как правительство приостановило запрет на экспорт этого вида топлива. Снятие ограничений носит временный характер и пока будет работать до 30 июня 2024 года. Эксперты в беседе с Autonews.ru объяснили, как принятое решение может изменить розничные цены на АЗС.
Почему разрешили экспорт бензина
Приостановка временного запрета на экспорт бензина из России означает, что российские нефтяные компании снова могут продавать бензин за рубеж. По словам доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олега Чередниченко, такое решение правительства продиктовано достигнутой стабилизацией ситуации на внутреннем рынке.
«Это значит, что расширении географии продаж для российских поставщиков не повлечет за собой негатива в ценовой составляющей для российских покупателей. Это касается опта и розницы», — объяснил эксперт.
При этом он заметил, что действие отмены ограничивается сроком до 30 июня, при сохранении ограничений на июль—август текущего года. Чередниченко считает, что такие сроки обусловлены началом повышенного внутреннего спроса на топливо на фоне отпускного периода, затем — посевной кампании.
«Отмена введенных ранее ограничений должна также помочь избежать снижения объемов переработки российскими НПЗ, прошедшими периоды плановых ремонтов. А также помочь разгрузить порты от запасов той продукции, которую подготовили, но не смогли отправить зарубежным контрагентам в силу вступивших ограничений», — резюмировал эксперт.
Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что такое решение правительства было принято под давлением нефтяных компаний. Последние, по его словам, начали терять существенные доходы, связанные с экспортом нефтепродуктов.
«В целом такая система не стимулирует производство продукта «в долгую». Безусловно, такие ограничения вводятся в качестве экстренной меры, но работать постоянно просто не могут», — сказал эксперт.
Средние потребительские цены на бензин в Центральном федеральном округе (данные Росстата)
Регион Январь 2023 г., руб. Январь 2024 г., руб. Март 2024 г., руб. Апрель 2024 г., руб. Центральный федеральный округ 51,45 54,95 55,03 55,13 Белгородская область 51,55 55,71 55,71 55,79 Брянская область 50,33 54,30 54,39 54,45 Владимирская область 49,35 53,18 53,19 53,08 Воронежская область 52,01 55,23 55,39 55,54 Ивановская область 49,69 52,36 52,79 53,31 Калужская область 49,39 52,32 52,50 52,64 Костромская область 49,22 52,96 53,47 53,39 Курская область 49,11 53,48 53,59 53,65 Липецкая область 49,30 52,47 52,81 52,88 Московская область 51,68 55,83 55,95 56,04 Орловская область 50,91 53,83 53,83 53,91 Рязанская область 48,33 51,73 51,87 51,92 Смоленская область 51,25 54,15 54,25 54,31 Тамбовская область 49,99 53,79 53,97 54,05 Тверская область 49,75 53,40 53,15 53,18 Тульская область 51,48 54,60 54,67 54,66 Ярославская область 49,40 52,95 52,93 53,04 г. Москва 52,76 55,71 55,76 55,90
В самом же правительстве назвали три причины отмены запрета на экспорт бензина. Ими стали:
- насыщение внутреннего рынка автомобильного топлива;
- недопущение снижения объемов переработки отдельными нефтеперерабатывающими предприятиями из-за затоваривания автомобильным бензином;
- необходимость освобождения портов от объема топлива, планировавшегося к экспорту, но не вывезенного непосредственными производителями после введения ограничений.
Что происходит с ценами прямо сейчас
На фоне приостановки запрета на экспорт бензин подорожал на бирже на 0,4–1,9%. Это следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) по итогам торгов вторника, 21 мая. Так, стоимость бензина АИ-92 увеличилась на 1,86%, до 49 195 руб. за тонну. Что касается бензина АИ-95, то он подорожал на 0,4% (56 768 руб. за тонну). Кроме этого, выросла стоимость летнего дизельного топлива (+0,9%, до 61 898 руб. за тонну).
Что касается цен на АЗС, то они показывают незначительный рост с начала 2024 года. Так, по данным Московской топливной ассоциации, в конце января нынешнего года средневзвешенная стоимость Аи-92 на столичных заправках составила 51,11 руб./л. Средняя цена на Аи-95 — 56,60 руб./л. Литр дизтоплива в рознице на московских заправках обходился в 63,24 руб./л. Такие же показатели были зафиксированы в Москве в марте.
А вот в апреле средняя стоимость топлива в столице пошла вверх. К примеру, к концу месяца цена Аи-92 на столичных заправках выросла до 51,47 руб./л. Средняя стоимость бензина Аи-95 увеличилась до 57,11 руб./л. Литр дизтоплива на АЗС подорожал до 63,71 руб.
В мае, по данным Росстата, рост потребительских цен на автомобильный бензин составил в среднем 1,1%. По состоянию на 20 мая средневзвешенная стоимость Аи-92 на столичных заправках составила 51,57 руб./л. За литр Аи-95 придется заплатить 57,19 руб. Литр дизтоплива в рознице на московских заправках обходился в 63,83 руб./л
Что будет дальше с ценами на топливо
Как отметил доцент кафедры логистики Финансового университета при правительстве России Денис Жильцов, к маю 2024 года в стране удалось сдержать цены на топливо и запрет на экспорт позволил дозагрузить мощности НПЗ и насытить внутренний рынок, что в итоге привело к стабилизации цен на рынке.
«Но, скорее всего, от «ручного управления» придется отказаться ненадолго, так как рост цен возможен буквально в скором будущем», — считает эксперт.
В свою очередь Баженов заявил, что решение о приостановке экспорта нефтяники фактически «выторговали» с рядом условий. Самое важное — недопущение роста внутренних цен.
«Они уже сказали, что с розницей все будет в порядке, и никакого роста цен компании не допустят. Однако не очень будет понятно, что будет с оптовой стоимостью. Тут надо понимать, что оптовая котировка формируется в рамках баланса спроса и приложения. В рамках этой системы спрос у нас конкурентный, а предложение ограничено», — заметил эксперт.
Поэтому в таких условиях Баженов не исключил роста цен оптовых котировок. При этом он подчеркнул, что снятие запрета пока носит временный характер.
«Простыми словами, тут работает принцип: «посмотрим, что будет с ценовой динамикой, а в случае необходимости вернем все обратно». Пока цены в опте очень низкие и маржинальность в этом секторе очень хорошая. Поэтому предпосылок для роста стоимости топлива непосредственно на АЗС нет. Однако следует внимательно следить за ценовыми изменениями в оптовом сегменте», — добавил он.
Чередниченко также считает, что в случае изменения общего фона на рынке нефтепродуктов правительство в любой момент сможет внести необходимые корректировки в политику экспорта топлива, таким образом защитив рынок от роста цен и, как следствие, инфляции.
Старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Ходжа Кава выразил похожее мнение и не исключил влияния отмены запрета на экспорт на стоимость бензина в России. Всего эксперт рассматривает три различных сценария развития ситуации:
«Водителям стоит следить за динамикой цен на бензин в ближайшие недели и месяцы, но серьезных потрясений ожидать не следует. Правительство, скорее всего, будет принимать меры для поддержания стабильности на внутреннем рынке топлива. Однако небольшие колебания цен вполне возможны в связи с изменением баланса спроса и предложения после возобновления экспорта», — добавил Кава.
Зачем вообще вводили запрет
Решение о временном запрете экспорта бензина в конце февраля одобрил премьер-министр Михаил Мишустин. Тогда предполагалось, что такая мера будет действовать с 1 марта по 31 августа 2024 года. Однако в мае в правительстве решили сделать месячный перерыв в действии запрета.
Как объяснил Кава, изначально тот запрет власти ввели, чтобы сохранить достаточные запасы топлива на внутреннем рынке и стабилизировать цены.
В свою очередь, Жильцов напомнил, что цены на бензин в России росли начиная с сентября 2023 года. Плюс к этому наблюдался дефицит топлива в отдельных регионах, особенно на юге страны. Он подчеркнул, что повышение цен было продиктовано разными факторами, среди которых: ослабление курса рубля, санкционный запрет на продажу в страны ЕС, высокая загруженность железной дороги, изменение логистики (из-за чего протяженность маршрутов выросла), но прежде всего сказался сезонный ремонт НПЗ.
Поэтому, как считает эксперт, в марте 2024 года правительство и решило ввести запрет на экспорт. Он подчеркнул, что эти меры были направлены прежде всего на попытку снижения давления на покупателя, ведь цены на бензин и дизтопливо резко пошли вверх.