Дилеры спрогнозировали подорожание автомобилей после роста курса доллара до ₽102

На фоне падения курса рубля дилеры и эксперты спрогнозировали плавное подорожание автомобилей в России. Они объяснили, когда стоит покупать машины и почему в страну не ввозят модели дешевле 1,5-2 млн руб.

Планомерное и не одномоментное повышение цен на новые легковые автомобили в России спрогнозировали дилеры и аналитики на фоне очередной волны падения курса рубля. Так, в понедельник, 9 октября, курс доллара США достигал в моменте ₽102 руб., затем спускался до ₽101,84 руб., а евро — стоил ₽107,37. По оценкам участников рынка, пока у автодилеров есть запасы моделей из ранее ввезенных партий, что теоретически позволит сдерживать цены в течение 1-1,5 месяцев. Однако окончательное решение — за производителями. Разбираемся, стоит ли покупать автомобиль прямо сейчас, если он действительно нужен и стоит ли рассчитывать на появление более бюджетных моделей и комплектаций.

Планомерное подорожание

Пока текущие цены на легковые автомобили в России не отыграли предыдущие падения курса рубля и повышение ставки утильсбора, которая произошла 1 августа 2023 года — так говорят опрощенные Autonews.ru автодилеры. По их оценкам, стоимость автомобилей продолжит постепенно расти. Об этом, в частности, заявил заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ АВИЛОН Ренат Тюктеев.

«Очевидно, что рост цен на новые автомобили в ближайшее время продолжится. Рынок ждет ступенчатое подорожание во всех сегментах. Ситуация с курсом валют по отношению к рублю по-прежнему является одним из ключевых драйверов повышения цен», — сказал Тюктеев.

По его прогнозу, в ближайшие месяцы стоимость новых автомобилей повысится еще на 5-7%. При этом участник рынка считает, что гораздо медленнее будут меняться в цене автомобили китайских брендов, с официально выстроенной дилерской сетью и более сдержанной ценовой политикой. А вот ввозимые по параллельному импорту автомобили, по мнению эксперта, будут дорожать быстрее.

Представитель ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Вячеслав Жигалов отметил, что подорожание будет происходить плавно.

«Не может быть чуда, себестоимость автомобилей растет, увеличивается и их цена. Но подорожание не будет происходить одномоментно. Как мы уже видим по текущему году, хотя курс рубля у нас падал несколько раз, изменение курса в повышении цен еще до сих пор полностью не отражено», — сказал участник рынка.

По его словам, цены будут зависеть от политики самих автопроизводителей и их представлений о стратегии работы в России.

«Прайс-листы меняют именно производители, а не дилеры. Автобренды будут решать, есть ли у них возможности для удержания цен или нет. Ведь, если растут цены, одновременно снижаются и объемы продаж. Бренды будут до последнего опасаться сделать первый шаг, все будут смотреть на то, что делаю конкуренты. Кто дольше перетерпит — тот больше и продаст», — уверен представитель дилерского сообщества.

По словам Жигалова, на принятие решения об индексации цен влияет множество факторов.

«Так, к примеру, сегодня резко вырос курс, но пока у дилеров есть запасы автомобилей, которые были закуплены по старой себестоимости. По этом ценам эти автомобили и будут продаваться. Сам производитель тоже мог успеть ввезти в Россию часть новых партий. И изменение курса будет отражаться только в последующих. Мгновенно на такие скачки производители стараются не реагировать: производственный цикл автомобиля с момента выпуска до получения дилерво составляет около полугода», — сказал эксперт.

При этом он признал, что часть дилеров при индексации цен со стороны производителя может принять решения повысить цены уже на представленные и ранее ввезенные в Россию аналогичные автомобили.

«Сейчас российский авторынок выдохся, последний всплеск был еще во времена пандемии. Теперь же цены растут, предпосылок для их снижения нет, курс рубля еще полностью в них не учтен, как и рост утильсбора. Что касается комплектаций, то к там везут наиболее массовые версии — более дешевых вариантов и моделей ждать пока не приходится», — сказал Жигалов.

Владимир Желобов, по параллельному импорту ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр отметил, что в четвертом квартале 2023 года автомобили, поставляемые по параллельному импорту, также подорожают. На рост цен, по его оценке, повлияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе и курсы валют.

Читать также:
Все модели Lada получили моторы Евро-5. Цены не изменились

В свою очередь независимый эксперт в области автомобильной промышленности Сергей Бургазлиев также подтвердил, что изначально решение об индексации цен принимают сами автобренды и в дальнейшем спускают новые прайс-листы дилерам. При этом на стоимость как уже представленных, так и заказанных дилерами автомобилей, по его словам, напрямую влияют условия поведенных дилерами закупок. Так, если машина была на 100% оплачена дилером, он получит автомобили без изменения цен, а если же заказ был размещен, но не оплачен — цена партии может измениться.

«Сейчас спрос на автомобили в России пока превышает предложение на 120-150 тыс. единиц. Дилеры эти пользуются. С другой стороны, Центробанк уже несколько раз поднимал ключевую ставку, автокредиты подорожали и машины стали менее доступны, ведь около 60% автомобилей у нас покупают именно в кредит», — отметил Бургазлиев.

Тем, кто планирует покупку автомобиля, но надеется на появление более бюджетных версий, эксперт советуют не откладывать решение.

«Если машина нужна, то лучше брать ее сейчас, никаких версий спецверсий, более дешевых комплектаций или госпрограмм ждать не приходиться. У дилеров есть запасы на 1-1,5 месяца, затем пойдут автомобили из новых партий. При этом в Россию просто не получится привезти автомобили дешевле 2 с лишним млн рублей. Так, в цену входит перевозка, утильсбор, различные акцизы. Это делается для защиты отечественных производителей и тех, кто выпускает машины в России: АвтоВАЗ, УАЗ, «Автотор» и так далее. Да, автомобили в Китае стоят около 1 млн руб., но в России этот ценник возрастает в два раза», — сказал эксперт.

Появления достаточного количества более бюджетных автомобилей от АвтоВАЗа эксперт пока не ожидает. Такого же мнения придерживается и представитель РОАД Вячеслав Жигалов. По его словам, пока АвтоВАЗ испытывает сложности с производством нужного рынку количества автомобилей и предприятие не может поставить достаточные объемы, к примеру, популярной модели Lada Vesta.

Обслуживание и запчасти уже подорожали

Вслед за падением курса рубля, по мнению Бургазлиева, могут повыситься цены на запчасти и обслуживание автомобилей. Однако, по его мнению, значительного подорожания автомобилистам опасаться не стоит. Он напомнил, что в среднем с осени 2022 года расходники стали дороже на 25-30% и на этом рост пока замедлился.

«Если не будет происходить значительных катаклизмов, цены на запчасти и работы будут сохраняться примерно на текущем уровне. У нас уже объективно заметно подорожало обслуживание, дороже стали расходники, кузовщина. Их поставки зависят от курса рубля, но многое приходит к нам из Китая — там объемы производства насколько высоки, что позволяет продавцам сдерживать цены», — считает эксперт.

Как подорожали автомобили в России

Согласно данными Росстата, за 2022 год в России стоимость новых легковых автомобилей выросла на 24,33%. Это стало рекордным показателем начиная с 2002 года, когда ведомство начало вести подобную статистику. Предыдущий был установлен в 2021 году, когда во время пандемии стоимость автомобилей за год выросла на 14,48%. Еще один пик наблюдался в 2015 году, когда вслед за ослаблением рубля цены на автомобили выросли на 12,49%.

Более всего по итогам 2022 года подорожали новые автомобили иностранных брендов — как импортные, так и произведенные на территории России: сразу на 39,11%. При этом новые легковые машины отечественных марок, а это главным образом Lada и УАЗ (в конце 2022 года в России появились отечественные бренды «Москвич» и Evolute), подорожали на 29,65%. Скорректировать общий показатель помогли подержанные иномарки — их стоимость выросла всего на 6,75%.

В дальнейшем, по данным Росстата, в июне 2023 года средняя стоимость автомобилей в России выросла ровно на 3% относительно декабря 2022 года. Средняя цена нового автомобиля в России достигла 2,6 млн руб. вместо прежних 2,2 млн руб. В сентябре 2023 года, как посчитали в аналитическом агентстве «Автостат», средняя цена автомобиля превысила 3,13 млн руб.