Содержание:
Производство аккумуляторов, которые не боятся морозов и жары, обещают наладить в Калининграде к 2030 году. В мире такие батареи на электрокары пока не ставят. «У нас они уже есть, можем показать!» — говорят в «Рэнере»
Водителей предупредили про уплату транспортного налога: сколько платить Внедорожники 14 ноября 2022 7 новых внедорожников, которые появились у дилеров России: список и цены Закон и ПДД 25 ноября 2022 Можно ли пить корвалол за рулем? Отвечают врач и юрист Дилеры 17 ноября 2022 «Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили
Входящая в «Росатом» компания «Рэнера» обещает к концу текущего десятилетия освоить серийное производство батарей для электромобилей на основе твердотельных источников питания. Autonews.ru разобрался, что это за элементы, а также где, в каком количестве и для каких автомобилей их собираются производить.
Что такое твердотельные аккумуляторы
Батареи практически всех современных электромобилей состоят из базовых литий-ионных элементов питания — аккумуляторов. Их рабочее напряжение, обусловленное ходом химической реакции, всегда составляет примерно 3,7 В. Собрав такие аккумуляторы в единый блок, производитель получает уже тяговую батарею с напряжением 400 или более вольт, необходимой мощности и емкости. Об этом на презентации новой производственной площадки рассказал замгендиректора «Рэнеры» по научно-технической деятельности Азамат Беданоков.
В современных литий-ионных аккумуляторах используют электролит, который находится в состоянии геля. Это вещество чувствительно к температуре и эффективнее всего работает в условиях, которые оптимальны и для человека: при +25°C.
В условиях низких температур такие аккумуляторы теряют часть своей емкости, а понижение температуры ниже -30°C и вовсе ведет к тому, что электромобиль просто теряет способность двигаться.
Еще страшнее перегрев. Если работоспособность замершего аккумулятора после его согрева возвращается в полном объеме, то перегрев выводит элемент питания из строя навсегда. Перегревом при этом считается превышение температуры +50°C.
Все это затрудняет эксплуатацию электромобилей в России. В сильные морозы они могут оказаться бесполезными, а опасность перегрева, в частности, ограничивает скорость зарядки: если наращивать мощность зарядного тока, батарея нагреется и выйдет из строя.
В твердотельных аккумуляторах электролит находится в твердом состоянии, и его температурный рабочий диапазон существенно шире. Это позволяет не бояться зимней эксплуатации и ускорить время зарядки без опасений перегрева.
Сейчас серийных батарей для легковых электромобилей с твердотельными аккумуляторами в мире не существует. Однако об их перспективности давно и много говорят, а недавно в компании Nissan предсказали, что они появятся не позже 2028 года.
«У нас они уже есть, можем показать! Правда, это лабораторные образцы, пока не серийные. Но мы работаем над серийным вариантом и рассчитываем выпустить их в соответствии с мировой тенденцией к 2030 году», — заявил Беданоков.
По его словам, делать подобные элементы питания будут на гигафабрике компании в Калининграде. Производство там изначально заточено под то, чтобы регулярно совершенствовать химический состав элементов питания и в перспективе заменить гель твердотельным электролитом.
Маленькая гигафабрика
Термин «гигафабрика» применительно к заводу аккумуляторов и автомобильных батарей впервые использовал Илон Маск касательно завода в штате Невада. Он отсылает к мощности предприятия, исчисляемой в общей емкости всех выпущенных за год батарей, которая измеряется в гигаватт·часах (ГВт·ч).
Завод в Неваде сейчас выпускает аккумуляторов примерно на 40 ГВт·ч в год. В 2022 году «Рэнера» объявила о строительстве своей гигафабрики в Калининграской области, которая выйдет на полную мощность в 2026 году и, при наличии спроса, сможет выпускать аккумуляторов до 4 ГВт·ч в год. Этого хватит примерно на 60 тыс. электромобилей «Москвич 3е», у которых не самые емкие батареи.
В компании говорят, что сейчас сотрудничают со всеми потенциальными производителями электрокаров в России и что с некоторыми уже подписаны долгосрочные контракты. О ком именно идет речь, в компании рассказывать отказались, при этом уверили, что заявленные мощности на 4 ГВт·ч точно будут загружены.
Сейчас в России уже собирают электромобили «Москвич 3е» и Evolute. Собственные электрокары разрабатывают концерны «Алмаз-Антей» и КАМАЗ в сотрудничестве с тем же «Росатомом». Если калининградский «Автотор» объявит о выпуске электромобилей на своих мощностях, в «Рэнере» обещают сотрудничать и с ним.
При этом калининградский завод также будет делать аккумуляторы и для стационарных накопителей энергии, для электробусов и даже для аккумуляторной строительной техники: иными словами, легковым автомобилям достанется еще меньше.
Гигафабрик в России будет четыре
Отвечая на вопрос Autonews.ru, гендиректор «Рэнеры» Александр Камашев признал: 4 ГВт·ч в год — это мало. По подсчетам компании, только за 2022 год во всем мире было выпущено аккумуляторов для электромобилей на 600 ГВт·ч. К 2030 году даже по самым пессимистичным прогнозам эта цифра вырастет кратно.
Поэтому у «Рэнеры», по словам Камашева, будет не одна, а несколько гигафабрик. Правда, решение о строительстве следующих очередей еще не принято.
«По нашему проекту 4 ГВт·ч — это оптимальная мощность одной линии. Но таких линий может быть несколько, как в одном месте, так и в разных регионах», — поясняет Камашев.
По его словам, возможно сначала строительство второй линии, а потом еще двух таких гигафабрик. Общий рынок автомобильных тяговых батарей в 2030 году в компании оценили в 17,5 ГВт·ч в год. Этого хватит уже примерно на 180–200 тыс. российских электромобилей ежегодно.
При этом в «Рэнере» допускают, что в скором времени в стране появятся и другие производители элементов питания для электротранспорта. И тогда гипотетическая потребность в четырех гигафабриках будет удовлетворена силами нескольких производителей, а не только одной «Рэнеры».
Льготы сегодня — локализация через несколько лет
Камашев сообщил, что его компания находится в финальной стадии подписания специального инвестиционного контракта (СПИК). Это должно сделать «Рэнеру» максимально выгодным партнером для производителей электромобилей в России.
Согласно действующему законодательству, автопроизводители вправе сами подписать СПИКи, получив льготы в виде программ господдержки реализации их машин и взяв на себя обязательства по их локализации. Так вот, если на таких электромобилях будут стоять батареи «Рэнера», у которой будет свой СПИК, то формально эти блоки аккумуляторов сразу будут считаться локализованными, хотя на деле в них пока остается много импортных составляющих.
«Мы берем на себя обязательства по локализации на будущее и уже сейчас получаем статус локального производителя автокомпонентов», — пояснил Камашев.
Что именно предстоит локализовать
Батареи для электромобилей по технологии «Рэнеры» состоят из отдельных унифицированных модулей, в каждом из которых размещено по 12 аккумуляторов так называемого пакетного типа. Из всего вышеперечисленного сейчас локализована только финальная сборка батарей на площадке в Москве, на базе завода «Полиметаллы».
Вторая площадка уже готовится в московском «Технополисе», фактически в цехах бывшего завода АЗЛК. Это помещение расположено в непосредственной близости от бывшего завода Renault, где сейчас из китайских машинокомплектов собирают новые «Москвичи», в том числе электрические. Именно здесь до конца 2023 года стартует производство не только сборных батарей, но и сборных модулей с собственными системами управления и охлаждения.
При этом базовые элементы питания — те самые пакетные аккумуляторы — остаются импортными. Руководители «Рэнеры» уходят от ответа на вопрос о том, кто делает эти аккумуляторы, очевидно, из-за санкционных рисков. Но до введения санкций в компании не скрывали, что их партнер — корейская компания Enertech International Inc., в которой в 2020 году «Рэнера» купила долю 49%.
Локализовать выпуск аккумуляторов в России планируется с 2025 года, когда должен заработать завод в Калининграде. Предполагается, что на полную мощность его первая очередь выйдет к 2030 году.
Сколько это будет стоить
Изначально стоимость калининградской гигафабрики оценивалась в 26 млрд руб. Однако позже в проектных документах появилась вдвое большая сумма — 51 млрд руб., из которых 19 млрд руб. должна потратить сама госкомпания, 5 млрд руб. выделит Калининградская область и еще 27 млрд руб. будет привлечено в качестве кредитов.
Как отметили в компании, в документах действительно фигурирует сумма 51 млрд руб. Эту сумму объяснили тем, что речь идет не о расходах, а о лимитах расходов, которые «Рэнера» как государственное предприятие обязана указывать в документах для согласования проекта. Точную сумму, в которую обойдется завод, на предприятии назовут только после завершения строительства. Там добавили, что в упомянутый 51 млрд руб. входят и расходы на две малые производственные площадки в Москве, а также на создание московского исследовательского центра.