С 1 марта в России изменятся правила проезда по кругу: что важно знать про знак «Главная дорога» и как понять, кому уступать. Разбор

10 крутых автоновинок, которые стоит ждать в России в 2023 году Дилеры 17 ноября 2022 «Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили Статьи 29 сентября 2022 Повестка от инспектора ГИБДД — это законно? Юристы все объяснили Рынок 9 ноября 2022 Дилеры привезут любую машину под заказ. Но что будет с гарантией

С 1 марта 2023 года в России в очередной раз откорректируют правила проезда по круговому перекрестку. Изменения нужны, чтобы уточнить, какая дорога будет считаться главной. Однако юристы указали на возможные проблемы, с которыми могут столкнуться водители, если попадут в ДТП.

Как сейчас: на круге главные все

По логике ныне действующей редакции п.13.11 (1) ПДД, любой, кто въезжает на перекресток с круговым движением, должен уступить дорогу тому, кто двигается по кругу, вне зависимости от того, какие знаки установлены перед въездом на перекресток. Так объяснил в беседе с Autonews.ru ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.

Что изменится с 1 марта 2023 года: главным будет тот, для кого есть знак «Главная дорога»

С 1 марта в ПДД добавляется следующая приписка: водитель, въезжающий на перекресток по дороге, не являющейся главной, должен уступить дорогу тем, кто движется по кругу. То есть если при въезде на перекресток с круговым движением стоит знак «Главная дорога» или «Направление главной дороги», то тот водитель, который въезжает на перекресток, будет иметь преимущество, а тот, кто едет по кругу, должен будет ему уступить.

«Сейчас можно встретить перекрестки, где знаком указано направление главной дороги для тех, кто въезжает на перекресток, и водителю может показаться, что он имеет преимущество перед тем, кто движется по кругу, но это не так. Он в любом случае должен уступать тем, кто движется по кругу. Сейчас это устраняется путем установки правильных знаков, что каждый въезжающий должен уступить дорогу, либо же установкой светофоров прямо на перекрестке с круговым движением, но это дорого», — отметил юрист.

По его словам, поправки дадут альтернативное решение задачи. Например, известно, что на конкретном кругу наибольшая нагрузка наблюдается на первом въезде и первом съезде. А остальные въезды и съезды загружены гораздо меньше. В таком случае поправки дают возможность без разночтений установить дорожные знаки, по которым движение на первый въезд и первый съезд с перекрестка являются главной дорогой, — это существенно увеличит скорость проезда этого перекрестка с круговым движением.

«Если же знаков никаких нет, то все остается по-прежнему. Кто по кругу, тот и главный», — сказал юрист.

Читать также:
Новый Geely Preface и его конкуренты в России: характеристики и цены

Какими проблемами грозят изменения в ПДД

Как напомнила в беседе с Autonews.ru юрист Катерина Соловьева, правила проезда кругов в России регулярно пытаются оптимизировать. Так, до 2017 года при заездах на круговые перекрестки действовало правило правой руки. То есть те, кто въезжал на перекресток справа, должен был уступить тем, кто движется по кольцу. Но это правило снижало скорость движения на кругах, которые изначально придумали для ускорения движения. Поэтому в 2017 году в России внесли новые поправки. Тех водителей, которые уже едут по кольцу, стали считать «главными» всегда.

«Однако в 2017 году законодатели не учли важный момент: что делать, если сама главная дорога меняет направление? Теперь же появилась поправка, что при въезде на круговой перекресток по дороге, которая не является главной (не обозначена дорожным знаком «Главная дорога», водитель должен уступить дорогу проезжающим машинам. Ведь бывает так, что главная дорога на перекрестках меняет направление и не всегда главная дорога оказывается таковой при съезде. И не во всех городах есть это обозначение. И перед такими перекрестками теперь должен стоять знак «Уступи дорогу».

При этом, как указала Соловьева, водители при проезде по кругу все равно могут попасть в неоднозначную ситуацию. «Возьмем такой пример: вот изменения вступили в силу. Водитель заезжает на круг, для него указано направление главной дороги. Этот водитель заехал на круг с главной дороги, и он уверен, что едет правильно. На самом кольце знаков уже нет. А вот вдруг второй водитель летит справа с прилегающей дороги. Первый автомобилист понимает, что именно второй участник движения при ДТП будет неправ, так как он ехал со второстепенной дороги. Но если будут пострадавшие или погибшие, дело дойдет до уголовного расследования, у судьи может возникнуть вопрос к первому водителю: как именно он, следуя по кольцу понял, что у второго автомобилиста была именно прилегающая дорога? Ведь на кольце уже никакой информации не было. И ответить на такое будет трудно», — предупредила юрист.

Как правильно съезжать с круга, чтобы не попасть в ДТП

Еще одно правило, которое не менялось, но о котором забывают многие автомобилисты, связано со съездом с круга. Как напомнил генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель, с круга всегда нужно съезжать с крайнего положения, заранее подготовившись к этому маневру.

«Правила съезда с кольца не изменились. Водитель должен заблаговременно занять крайнюю правую полосу и осуществлять съезд только с нее. При этом нужно не забыть подать соответствующий сигнал поворота. Дальнейшие перестроения в другие полосы можно выполнять только после съезда», — сказал юрист.

За неправильный выезд с кругового перекрестка водителя могут привлечь к ответственности по ст. 12. 14 КоАП и оштрафовать на 500 руб.