Сложности с оплатой автомобилей и запчастей из Китая привели к росту цен на 5%

Автодилеры и поставщики запчастей признали проблемы при расчетах с китайскими партнерами: платежи зависают из-за длительных проверок. Но крупные игроки настаивают, что сложности есть только при параллельном импорте

О сложностях с оплатой при покупке автомобилей и запчастей у китайских поставщиков рассказали опрошенные Autonews.ru дилеры и продавцы запчастей. Ранее в ассоциации Российские автомобильные дилеры заявили, что проблема с зависающими платежами коснулась автосалонов всех брендов, и предсказали возможный дефицит новых автомобилей уже в ближайшее время.

С какими автомобилями действительно могут возникнуть проблемы при поставках, затронут ли ограничения запчасти и что будет с ценами, разбирался Autonews.ru.

Автодилеры признали проблемы только с параллельным импортом

Большинство опрошенных автодилеров рассказали, что сложности при оплате есть только в случае с параллельным импортом.

При расчетах по официальным контрактам с китайскими автобрендами платежи, по их словам, не зависают. Об этом Autonews.ru заявил генеральный директор ГК «Автодом» (в портфеле в том числе есть марки Hongqui, BYD, LiXiang, BMW, Mercedes-Benz) Андрей Ольховский.

«Дилеры, которые работают с официальными импортерами и дистрибьюторами в России, таких проблем не имеют. Те, кто занимается параллельным импортом, конечно, сталкиваются с ограничениями. Ранее ограничения касались платежей в Европу, а теперь китайские банки, которые имеют много платежей или отношений с западными или американскими финансовыми институтами, начали более детально разбираться с платежами из России — за что они, кому, не могут ли они быть за товары двойного назначения», — поделился Ольховский.

В свою очередь, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» (продает в т.ч. Chery, Changan, EXEED, Haval, Kia, Volkswagen, Jetta) Андрей Терлюкевич также заявил, что проблем и угроз в связи с ограничениями с платежами не видит.

«На нас как на официальном дилере китайских брендов это никак не отразится. У нас заключены контракты с дистрибьюторами, работающими на территории России, и все расчеты с ними мы осуществляем в России. Сложности могут возникнуть у тех компаний, которые занимаются параллельным импортом и пытаются закупать автомобили напрямую в Китае. Для официальных дилеров проблем тут нет», — сказал участник рынка.

Такую же оценку, говоря про запчасти и автомобили, дал заместитель генерального директора АГ «Авилон» (продает в т.ч. Aito, Aurus, Avatr, Geely, Haval, Mercedes Benz, Lynk&Co, Voyah) по продажам новых автомобилей по официальным франшизам Ренат Тюктеев.

«В рамках заключенных нами дилерских договоров, а их несколько десятков, поставки запасных частей по всем маркам продолжаются в обычном ритме. Проблеме с платежами в Китай уже много месяцев, это не что-то новое. Крупные дистрибьюторы с проблемой оплат в крупные банки Китая научились работать через свою сеть банков-респондентов. На цену такие изменения ощутимо не влияют. Мы не видим существенных трудностей у крупнейших игроков», — заверил участник рынка.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов также признал проблему в части расчетов с Китаем только при покупке автомобилей именно по параллельному импорту. По его словам, платежи, поступающие от российских поставщиков китайским производителям автомобилей и комплектующих, находятся в обработке не менее трех недель. Такие задержки он связал не только с возможными санкциями со стороны США, но и с ограниченным количеством отечественных банков в Китае.

«Да и в России представителей китайского финансового сектора всего четыре. При этом предпосылок для приостановки поставок китайских автомобилей и запчастей нет — всегда оплату можно произвести через третьи страны, например Казахстан. Что касается официальных дилеров, то они работают с дистрибьюторами китайских брендов, официально находящихся в России, поэтому в данном случае проблем с доступностью и оплатой автомобилей и запчастей не возникает», — сказал эксперт.

Читать также:
В России начались продажи китайского пикапа Foton Tunland G7

При этом он признал, что на стоимость ввозимых автомобилей такие ограничения неизбежно повлияют.

«Единственный вопрос — насколько это повлияет на стоимость новых автомобилей и комплектующих. За последний год средняя цена китайского автомобиля уже выросла на 5% — почти до 3 млн руб.», — отметил Тузов.

C оплатой запчастей ситуация хуже

Если с поставками и оплатой запчастей у официальных дилеров, по их словам, проблем нет, то в случае с обычными автосервисами ситуация гораздо сложнее. Об этом Autonews.ru рассказал член правления Российского союза автосервисов Илья Плисов.

«Отказы в переводах продолжаются. Фактически работает только схема через третий банк. Комиссия за такую транзакцию составляет примерно 5%. Комиссию либо берет на себя покупатель, либо делят покупатель и поставщик. В обоих случаях подорожание вкладывают в цену товара, — поделился расчетами Плисов. — Проблема отправки денег не просто продолжает стоять остро, но и постоянно ухудшается. Отправленные деньги по месяцу висят в банках без движения, и за дополнительную плату мы заказываем возврат средств. Игроки исследуют новые пути для работы с санкционными странами, включая филиалы зарубежных банков в России».

В сети автосервисов Fit Service сообщили Autonews.ru, что также столкнулись с ограничениями. По словам директора компании Татьяны Овчинниковой, часто не удается оперативно перечислить средства на покупку товара в любую из стран, в том числе и в Китай.

«Но поскольку поставщик желает продать, а покупатель купить, совместно находятся варианты оплаты, меняется валюта контракта — в основном на национальную», — рассказала Овчинникова.

По ее словам, ситуация негативно влияет на себестоимость товаров. «Проводятся лишние конвертации, увеличивается стоимость различных сопутствующих услуг, растет себестоимость поставки. В итоге цена в среднем вырастает на 2–5%», — сообщила эксперт.

Что делать с оплатой

Чтобы решить проблему, дилеры предложили создавать закрытые каналы передачи финансовой информации на уровне международных правовых соглашений. Однако, по словам Ольховского, для этого нужно «желание обеих сторон».

«На текущий момент китайские партнеры говорят, что, конечно, будут работать, а по факту происходит иначе. Потому что они заинтересованы больше в сохранении бизнеса с западными контрагентами и банками, чем с российскими», — поделился представитель дилерского сообщества.

По его словам, в России уже образовался целый пласт решений, которые имеют разное назначение и разную стоимость. Это прежде всего банки, которые, используя свою инфраструктуру, проводят клиентам необходимые платежи. В пример Ольховский привел Иран, который продолжает работать с поставщиками даже в условиях санкций.

При этом дилеры подтверждают: издержки, связанные с платежами, увеличивают конечную стоимость продукта.

«Страдает от этого конечный покупатель, зарабатывают банки. Если посмотреть, сколько заработали банки, которые занимаются транзакционным бизнесом, то, конечно, все станет понятно. Это не самая правильная ситуация, и тут будет вопрос к регулятору — насколько это отвечает интересам России», — заключил Ольховский.

Autonews.ru направил соответствующие запросы о сложностях при оплате автомобилей и запчастей из Китая в Минпромторг, Минфин и Центробанк. Также Autonews.ru обратился с запросом в банк ВТБ — там заявили, что не комментируют работу своих иностранных структур. Пресс-офисы китайских автопроизводителей, которые работают в России, на запрос Autonews.ru также не ответили.