Дилеры рассказали о задержках с выдачей машин из-за проблем с ЭПТС

Дилеры перестали выдавать покупателям уже оплаченные автомобили. Что случилось, сколько нужно ждать машину и причем здесь хакеры

В ГИБДД отреагировали на хитрость водителей с ремнями безопасности Номера 10 апреля Водители пожаловались на «непристойные» номера. Что сказали в ГИБДД Санкции 24 мая Польским фурам хотят запретить ездить по России. Это ударит по авторынку Важные изменения для водителей 1 марта С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы

Клиенты крупных дилерских центров в России начали сталкиваться с серьезными задержками при выдаче заказанных и уже предоплаченных автомобилей. Машины стоят в салонах — но забрать их нельзя. Такая ситуация сложилась из-за того, что оформленные электронные паспорта (ЭПТС) на машины перестали оперативно получать статус действующих. Без этого передача автомобиля владельцу невозможна: автомобиль считается незарегистрированным в России. Почему так произошло, разбирался Autonews.ru.

Задержка коснулась китайских машин

О том, что дилеры стали задерживать выдачу автомобилей клиентам в Санкт-Петербурге, первым сообщило местное издание «Фонтанка». Покупатели рассказали изданию, что не смогли сразу забрать оплаченный автомобиль из салона по причине отсутствия действующего ЭПТС. Дилеры подтвердили наличие проблемы в отношении китайских марок автомобилей, включая Changan, Chery, Exeed и Omoda и Haval.

Проблема, как оказалось, распространяется на всю Россию. Так, в ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Autonews.ru подтвердили, что проблема носит не локальный, а общероссийский характер. Там признали, что задержки с выдачами машин из-за неготовности ЭПТС возникают по всей стране. При этом в РОАД отметили, что масштабы проблемы пока невелики, и такие сложности подтверждают не все дилеры. Объемы застрявших машин и сроки их ожидания в РОАД назвать не смогли. Однако, по данным «Фонтанки», в одном только Санкт-Петербурге с начала мая на складах скопилось несколько сотен машин, которые невозможно отдать покупателям.

👉 Электронный ПТС: как пользоваться и что с ним не так

Выделить конкретную категорию автомобилей, с которыми возникли проблемы, в РОАД также не смогли. При этом сложности именно у китайских марок можно объяснить тем, что сейчас именно они занимают основную долю импорта новых автомобилей в Россию.

Почему ЭПТС остаются недействительными

Электронный паспорт сразу присваивается ввезенному в Россию автомобилю, однако для того, чтобы он стал действующим, необходимо выполнение ряда условий, пояснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов.

«Электронный паспорт транспортного средства получает статус «действующий» автоматически, как только в систему загружаются все сведения о таможенном оформлении и об уплате утилизационного сбора. Уточню, что для ввозимых автомобилей контроль уплаты утильсбора также за таможенными органами. Если эти сведения по каким-то причинам задерживаются, то задерживается и присвоение ЭПТС статуса действующий», — говорит Ионов.

Сейчас возможны три основания легализации ввезенного автомобиля в России и получения на него ЭПТС. Официальные импортеры проводят их сертификацию и получают одобрение типа транспортного средства — ОТТС. Физические лица оформляют СБКТС — свидетельства о безопасности конструкции, которые выдаются многочисленными частными компаниями.

Наконец, с 2022 года существует и третий путь — получить единичное заключение о безопасности машины (СБКТС) в институте НАМИ. Этот способ задумывался для того, чтобы дилеры смогли ввозить машины по параллельному импорту без официального дистрибьютора и получения ОТТС. На деле, некоторые китайские марки начали ввозить в Россию машины именно по заключениям от НАМИ.

Читать также:
АвтоВАЗ подтвердил запуск нового бренда в 2024 году. Первые подробности

👉 Зачем нужен ЭПТС и когда его придется оформлять самому: инструкция

В НАМИ Autonews.ru опровергли, что задержка с оформлением ЭПТС могла случиться по их вине. В ведомстве подчеркнули, что оформляют все заключения максимум за пять дней, и исключения если и случаются, то очень редко. При этом в НАМИ признали, что в курсе проблемы с получением действующих статусов для ЭПТС.

«В последнее время участились запросы от физических лиц — потенциальных владельцев транспортных средств Changan, а также дилеров указанной марки, о возможных сложностях с оформлением электронных паспортов транспортных средств на приобретенные ими автомобили», — говорится в официальном сообщении НАМИ.

В ведомстве при этом подчеркивают, что сложности с Changan возникли не из-за их ошибки, так как изначально эти автомобили не проходили проверку в НАМИ, а были ввезены по ОТТС. В самом представительстве Changan на запрос Autonews.ru ответили, что задержки связаны со сбоем на таможне, вызванном хакерской атакой, подчеркнув, что проблема решается, и нужные документы оформляются ежедневно.

О сбое в работе единой информационной системы Федеральная таможенная служба действительно сообщала еще 10 апреля. Без получения данных от таможни об автомобиле его ЭПТС не станет действующим.

Хакерскую атаку на ФТС в качестве причины задержки оформления паспортов на автомобили Autonews.ru на условиях анонимности подтвердили и в одном из крупных автодилерских холдингов в Санкт-Петербурге. Там также подчеркнули, что проблема затронула все ввозимые иномарки и распространяется на всю Россию.

Человеческий фактор

По мнению Ионова, нельзя исключать и сбоев из-за ошибок, допускаемых самими импортерами.

«По каждому конкретному случаю, каждой конкретной партии причины задержек могут быть разными. Нельзя исключать и простого человеческого фактора. Сейчас на рынок вышло много новых брендов из Китая, и им может просто не хватать опыта в правильном оформлении всех документов», — считает Ионов.

Такую возможность допускают и в РОАД, отмечая, что весной 2023 года наблюдается значительное увеличение числа автомобильных марок и моделей машин, которые проходят таможенное оформление. Так, с начала 2023 года о выходе на российский рынок объявили китайские бренды Jetour, Livan, VGV, а машины брендов Kaiyi и BAIC теперь выпускаются на калининградском заводе «Автотор».

Кроме того, уже существующие бренды значительно расширили модельный ряд для России. Тот же Changan с начала 2023 года вывел на российский рынок уже пять новых моделей. Все они импортируются в Россию, а значит и проходят таможенное оформление.

Autonews.ru направил в ФТС запрос об устранении сбоев и сроков оформления ЭПТС, а также упомянутым китайским автокомпаниям.  в В российском представительстве Chery, которое поставляет автомобили брендов Chery, Omoda и Exeed, заявили, что проблема действительно возникла несколько недель назад, но в настоящий момент она почти решена, а задержки не превышали несколько дней.