За минувший год в России резко подорожали автомобильные шины, а популярные марки покидают рынок. Какие варианты остались для российских водителей

Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Параллельный импорт 24 марта В России подешевели автомобили из параллельного импорта. Но есть нюансы Важные изменения для водителей 1 марта С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы Рейтинги 2 марта Эти машины лучше не покупать. Список самых проблемных моделей с пробегом

Мечтающим о спортивных автомобильных шинах для мощных машин и быстрого похождения поворотов, таких как у гонщиков «Формулы 1», следует привыкать к новой реальности. Показов гонок Гран При в России больше нет, шинные премиум-бренды массово уходят из России, а резина марок среднего класса ощутимо подорожала. Такова реальность накануне нового сезона смены автомобильных шин: с зимних на летние. Autonews.ru протестировал новые шины Crodiant Graviti.

Шинам увеличили ресурс

Концепция шин Gravity многим владельцам легковых машин может показаться непривычной. Они не выделяются выдающимися сцепными свойствами, не сокращают тормозной путь, не годятся для участия в гонках, не обладают непревзойденным комфортом.

В Cordiant сделали ставку на другое. Gravity — шины с увеличенным ресурсом. Высота протектора была увеличена, состав резиновой смеси оптимизирован, прочность боковин повышена и вот результат: при сравнимой с другими моделями марки цене Gravity, как утверждает производитель, хватит на один летний сезон больше.

Звучит здорово, но есть и повод для пессимизма. Cordiant Gravity ориентированы на владельцев подержанных автомобилей, такие шины не ставятся с завода. При этом речь идет о машинах относительно доступных: диаметр шин начинается с 14 дюймов, что подойдет для бюджетного седана Lada Granta, и заканчивается 18 дюймами — такие ставились не на премиальные импортные кроссоверы.

Если раньше взамен износившейся старой резины можно было взять модель с лучшими сцепными свойствами и не переживать за то, что она за три года износится, так как автомобиль планировали продать раньше, то теперь в Cordiant исходят из того, что на машины возрастом четыре-пять лет будут покупать шины, которые прослужат еще шесть-семь сезонов. То есть фактически на тех покупателей, кто утратил надежду в ближайшие годы заменить свой б/у автомобиль на новый.

И это тоже отражает новую реальность: невооруженным глазом заметно, что автопарк на дорогах России уже начал стареть. Статистикой это также подтверждается.

Можно ли покупать российские бюджетные шины

На тест Cordiant Gravity журналистов позвали еще в сентябре 2022 года, но публикацию впечатлений попросили отложить до старта сезона продаж летней резины. Испытать шины было предложено в горах Кавказа, где легко можно найти как ровный асфальт, так и разбитые грунтовки, а главное острые и мокрые камни, причем в большом количестве.

Тут стоит сразу оговориться, что шины Gravity едины в двух лицах: для обычных легковушек и для кроссоверов. На тесте был только второй вариант, и он отличается не только специализированными типразмерами, но и иным рисунком протектора.

Внешне шина выглядит аккуратно, а на диске после шиномонтажа и балансировки не остается пары-тройки килограммов резиновых грузиков, как это случалось с российскими покрышками лет 15-20 назад.

К поведению автомобиля вопросов не возникает. Оно понятное, в целом надежное, хотя и далеко не спортивное. Для такси и каршеринга это, вероятно, подойдет, а вот для притязательного водителя — вряд ли. Только если сыграет фактор цены.

Читать также:
25 лет назад падение рубля спасло автопром России. Что случилось

Шины ориентированы в большей степени именно на дороги с твердым покрытием. Приставка SUV в названии модификаций для кроссоверов не гарантирует возросшей проходимости: в грязи протектор забивается, а на скользких мокрых камнях резина буксует. Зато лужи машина преодолевает без особого труда, да и от острых камней и в дорожных ямах ни одна шина не пострадала.

В Cordiant признаются, что повышая ресурс Gravity, они старались, чтобы другие качества шин не пострадали. Была проделана работа по снижению веса. Точнее, не допущению его увеличения из-за наращивания протектора. Излишняя масса колеса ухудшает почти все ходовые параметры автомобиля: начиная от комфорта и заканчивая плавностью хода и даже надежностью. Чем легче колесо в сборе, тем ниже нагрузка на ступицы и подвеску.

Кроме того, пришлось «играть» с составом смеси, чтобы повысив ее стойкость к износу без ущерба для сцепных качеств. Все это привело к тому, что по основным свойствам Gravity не уступает схожим по цене Cordiant Comfort 2, а по ходимости превосходит последние. От внутреннего каннибализма бренд должно спасти появление шин Cordiant Comfort 3, но их еще придется подождать.

Выбор шин в России есть, но он невелик

Значительное подорожание именитых иностранных шин и уход ряда брендов с рынка не приведет к дефициту автомобильной резины, уверены эксперты. Но автовладельцам все чаще придется выбирать между российскими и… российскими брендами.

В прошлом многие шины российского производства шли на экспорт, но в 2022 г. этот поток существенно сократился. Значит, он будет перенаправлен на внутренний рынок.

В России популярными размерами считаются покрышки с диаметром 15, 16 и 17 дюймов. В списке самых востребованных шин на различных маркетплейсах в этих категориях преобладают отечественные бренды «Кама» и ее дочерняя марка Viatti, Cordiant и белорусская Белшина. Правда, точных данных по долям рынка у производителей пока нет и за 2022 г., утверждают в Cordiant.

В скором времени можно ожидать появления и еще одного крупного игрока. В конце прошлой недели была закрыта сделка по покупке российской компанией «Татнефть» предприятия фирмы Nokian в городе Всеволожск Ленинградской области.

Это большой завод, который делал до 80% всех шин Nokian в мире. Существенная их часть шла на экспорт. Теперь там организуют выпуск автомобильной резины под собственным брендом. Она будет ориентирована именно на Россию. Опыт в этом у «Татнефти» есть: именно данная компания до середины 2022 г. выпускала шины «Кама», но продала этот бизнес структуре, представляющей правительство Татарстана.

Полная локализация шин в Росcии невозможна

Если суммарных мощностей российских шинных заводов хватит для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, то стабильность производства полностью гарантировать трудно. Проблема в натуральном каучуке, который получается из сока деревьев, не растущих в российском климате. Иными словами, полная локализация производства автомобильных шин в России невозможна по климатическим причинам.

В Cordiant на это отвечают, что уже нашли новые каналы поставок каучука, которым не угрожают санкции, но на случай форс-мажора предусмотрели и резервные источники сырья.

А вот надежд на разработку искусственного заменителя в компании не испытывают: над решением этой задачи отечественные химики много бились еще при СССР, но создать полноценную замену природному материалу так и не удалось.