Содержание:
Все о ТНВД: что за аббревиатура, за что отвечает и какие бывают виды
ТНВД относится к дизельной топливной аппаратуре и появился еще в первой трети XX века. А сегодня пробуем разобраться в нюансах его устройства
Что такое ТНВД
ТНВД — это аббревиатура от «топливный насос высокого давления». Является неотъемлемой частью любой дизельной аппаратуры и предназначен для создания и распределения (на некоторых типах) необходимого давления топлива в магистрали перед впрыскиванием его форсункой.
От механического ТНВД к электронному
На сегодняшний день классический механический ТНВД, отвечающий как за генерацию давления, так и за распределение дизтоплива по форсункам, активно заменяется электронно-управляемым насосом, служащим только для создания давления в системе. Помимо этой общей функции, современный электронный ТНВД конструктивно имеет с устаревшими аналогами очень мало общего. Так, чисто механический топливный насос высокого давления не имеет никаких деталей и частей, которые контролируются и управляются электроникой. Тогда как современный ТНВД (их называют общим словом Common Rail), хотя и так же приводится механически от коленвала, параллельно регулируется командами блока управления. Форсунки механического и электронно-управляемого ТНВД также разительно отличаются. Подробнее устройство разных типов насосов будет описано далее.
Перед погружением в тему стоит сделать важное примечание. С технической точки зрения ТНВД применяется не только в дизельных двигателях. Например, бензиновые системы питания с непосредственным впрыском тоже имеют топливный насос высокого давления. Но его конструкция заметно отличается, а в обсуждении ТНВД почти всегда подразумевается именно дизельная аппаратура. О ней и пойдет речь.
Принцип работы ТНВД
Несмотря на разительные отличия механических и электронно-управляемых ТНВД, принцип действия и основные этапы работы у них во многом схожи. Алгоритм выглядит следующим образом.
Далее все зависит от устройства топливной аппаратуры. Если это классика, то дизель поступает к механическим форсункам, которые под действием давления открываются и впрыскивают топливо в объем перед камерой сгорания. В случае Common Rail после плунжера топливо идет в общую топливную рейку, из которой управляемые форсунки впрыскивают его непосредственно в камеру сгорания по сигналу блока управления.
Устройство ТНВД
Вне зависимости от устройства, любой дизельный ТНВД имеет в своем составе следующие детали и элементы.
Рядные и распределительные ТНВД в обязательном порядке имеют механическую систему регулирования частоты вращения, которая поддерживает задаваемые водителем (педалью газа) обороты коленвала. С одной стороны это не дает двигателю заглохнуть при нагрузке, с другой — предотвращают уход дизеля «в разнос». Это явление, при котором бесконтрольная подача топлива приводит к постоянному повышению оборотов, что приводит саморазрушению мотора.
Виды ТНВД
Так как дизельный двигатель в машиностроении и транспортной промышленности имеет самое широкое применение, различаются и виды топливной аппаратуры. Основных типов конструкции топливного насоса высокого давления три.
Рядный ТНВД
Рядный ТНВД
Предок всех последующих модификаций. Тем не менее, исправно несет службу на тяжелых дизельных установках (судовых, промышленных) и недорогой строительно-хозяйственной технике по сей день. Является самым неприхотливым типом ТНВД, практически безразличным к качеству топлива. Следуя названию, в рядном ТНВД плунжеры установлены в ряд и управляются единой рейкой, связанной с регулятором оборотов. Рейка, в зависимости от задаваемого регулятором режима работы, поворачивает все плунжеры на тот или иной угол. Плунжеры, в свою очередь, оснащены канавками, по которым к ним поступает топливо. В зависимости угла, на который рейка поворачивает плунжеры, меняется положение канавок — соответственно, они подают в магистраль высокого давления больше или меньше топлива.
Распределительный ТНВД
Одноплунжерный распределительный ТНВД
Более компактный, но и менее надежный вариант дизельной топливной аппаратуры. Главной особенностью классического распределительного ТНВД является наличие единого на всю систему плунжера, который двигается сразу в двух направлениях: вдоль и вокруг своей оси. Двигаясь вдоль плунжер создает требуемое давление топлива (ход задается регулятором оборотов), а поворачиваясь, распределяет его — последовательно открывая выход то к одной, то к другой магистрали на форсунки.
На многих дизельных двигателях можно встретить распределительные ТНВД с радиальным расположением плунжеров. В таких насосах от двух до четырех плунжеров, суммарное создаваемое ими давление выше, а момент и объем подачи топлива контролируется электронно-управляемым клапаном.
Магистральный ТНВД (Common Rail)
Магистральный ТНВД
Самый современный и эффективный вид дизельных ТНВД на сегодняшний день. Частично или полностью вытеснил более устаревшие схемы практически повсеместно, от легковых автомобилей всех классов до тяжелых грузовиков. Плунжеров в таких ТНВД обычно несколько (два или три), а расположены они радиально — сходясь к оси приводного вала. Но главная особенность таких насосов в том, что каждый плунжер не подает топливо в магистраль форсунок, а накачивает его в общий объем — топливную рейку. Собственно название Common Rail, впервые примененное фирмой Bosch, и переводится как «общая рейка». Из этого объема каждая форсунка питается индивидуально, по сигналу компьютера открываясь в нужный момент и на нужную продолжительность. Кроме того, в магистральных ТНВД плунжеры не вращаются вокруг оси (т.к. им не нужно распределять топливо), а совершают только возвратно-поступательные движения, накачивая дизель в рейку.
Такое решение позволяет поддерживать в дизельной топливной рейке постоянное высокое давление — гораздо выше того, что может обеспечить классическая схема с индивидуальным нагнетанием от плунжера. Рабочее давление Common Rail составляет от 1500 до 2500 бар, что недостижимо для рядных и распределительных ТНВД. В свою очередь, сверхвысокое давление позволило расположить форсунку непосредственно в камере сгорания (еще одна особенность Common Rail). Этот фактор, а также точность электронно-управляемых форсунок, способствует более прецизионному распылению топлива. И, следовательно, повышению мощности, экономичности и экологичности.
Оборотной стороной эффективности магистральных ТНВД является сложность и дороговизна обслуживания и ремонта. К тому же, Common Rail не потерпит низкого качества дизтоплива, а ремонт топливной аппаратуры на порядок дороже всех прочих систем питания.
Неисправности ТНВД: как определить
Современную дизельную аппаратуру рядовому автовладельцу починить не под силу, да и точная диагностика вне условий сервиса едва ли возможна. Тем не менее, ряд признаков почти наверняка сообщит о неполадках с ТНВД или иными элементами дизельной топливной системы. В целом симптомы очень схожи с таковыми у бензиновых моторов.
- Затрудненный пуск двигателя. Особенно в холодное время года.
- Неровная работа на холостом ходу и под нагрузкой. Двигатель трясет, плавают обороты, при разгоне ощущаются провалы.
- Выхлоп становится более дымным и едким по запаху, цвет меняется на серый (в запущенных ситуациях — на черный).
- Повышается расход топлива.
Читайте также: