Содержание:
Все о детонации двигателя: чем опасна и как ее избежать
Из всех возможных симптомов неисправностей детонация — одно из самых опасных явлений в двигателе. Autonews.ru разбирается, что это такое и как уберечь главный узел автомобиля
Что такое детонация двигателя
Детонация двигателя — это процесс, при котором смесь топлива и воздуха в цилиндре начинает неконтролируемо самовоспламеняться. Детонация может возникать как в процессе сжатия поршнем (когда он только идет вверх), так и у верхнего его положения, почти одновременно с моментом поджига смеси свечой. В результате этих микровзрывов (собственно, детонаций) в цилиндре возникают мощные ударные волны, которые губительно воздействуют на детали, особенно поршни и шатуны.
Отметим, что в данной статье будут рассмотрены вопросы детонации в бензиновом двигателе. В дизеле процессы горения протекают по несколько иному алгоритму, и детонации в классическом «бензиновом» понимании почти никогда не возникает.
Чем детонация отличается от обычного воспламенения смеси
Для более ясного понимания стоит дать некоторые пояснения — чем детонация отличается от нормального горения смеси бензина и воздуха.
- Момент возникновения. Детонация почти всегда либо опережает, либо происходит параллельно с началом горения от свечи. Если детонация ранняя, она появляется на такте сжатия. Возникающие микровзрывы, за счет расширения газов, фактически мешают поршню двигаться вверх. Если детонация поздняя (наиболее распространенный вариант), она возникает ближе к самой верхней точке движения поршня. В этом случае детонационная волна идет навстречу нормальному фронту горения, который движется со стороны свечи. Это мешает расчетному процессу воспламенения и создает мощные ударные и тепловые нагрузки в камере сгорания. Образно, но очень наглядно такой вариант изображен на картинке ниже.
Старая, но актуальная иллюстрация сути детонации
- Место возникновения. Точка штатного возгорания смеси воздуха с топливом всегда одна и та же: в районе искры на свече зажигания. От этого места фронт пламени последовательно распространяется по камере, и затем рабочие газы относительно плавно толкают поршень вниз. При детонации локальные взрывы могут возникать практически в любом месте цилиндра, а чаще всего это явление формируется в конце такта сжатия, в дальней от свечи точке.
1 — заложенное конструкторами распространение фронта горения от свечи. 2 — возникающий параллельно с фронтом очаг детонации
- Скорость распространения. Рассчитанный конструкторами процесс сгорания топливовоздушной смеси (т.н. фронт горения) относительно медленный, и протекает на скорости ниже звуковой. Тогда как волны от детонационных микровзрывов распространяются на сверхзвуке. При таком стихийном процессе поршень просто не успевает за резким расширением газов — возникает эффект удара по нему и, заодно, по стенкам камеры цилиндра со всеми прочими деталями. Также это сопровождается резким повышением температуры относительно расчетной.
Причины детонации двигателя
Если не углубляться в дебри теории, то основных причин детонации всего две: несоответствующая марка бензина и неисправность самого мотора. Рассмотрим их подробнее.
- Слишком низкое октановое число бензина. Что это за характеристика и насколько она важна для нормальной работы двигателя, мы обсуждали в отдельной статье. Сейчас же просто напомним, что число после обозначения «АИ» на бензоколонке напрямую влияет на вероятность возникновения детонации. Чем выше значение — тем выше антидетонационная стойкость бензина и меньше шансов «словить детон».
- Неисправность мотора. Среди классических причин детонации можно отметить такие неисправности, как неправильный угол опережения зажигания (УОЗ), неверное калильное число свечей и неисправность топливной системы. Также на риск детонации влияет наличие значительных отложений в камере сгорания или неэффективная работа системы охлаждения. В первом случае повышается степень сжатия (на что двигатель не рассчитан), во втором — очевидно, растет температура, что тоже способствует самовоспламенению смеси.
Угол опережения зажигания (УОЗ) — момент возникновения разряда на свече. Меняется в зависимости от нагрузки и оборотов. Калильное число свечи зажигания — характеристика, определяющая стойкость свечи к перегреву.
- Сумма факторов вследствие тюнинга. Это может быть как неправильно выполненная чиповка в собственном гараже, так и «железные» изменения, к которым не подобрали правильную программу управления: установка нештатной поршневой, замена турбокомпрессора, распределительных валов и т.д.
Как определить детонацию двигателя
Описываемое явление почти всегда различимо на слух и характеризуется резкими стучащими звуками. Тем не менее, очень часто реальную детонацию (которая на исправных машинах с корректными настройками возникает довольно редко), путают со схожими симптомами других неисправностей. Вплоть до того, что за детонацию иной раз принимают стук гидрокомпенсаторов, поршневых пальцев и даже характерный стрекот выпускного тракта на некоторых режимах работы. Для точного же определения используются следующие методы.
- Компьютерная диагностика. Любой современный двигатель умеет точно определять наличие и момент возникновения детонации. Причем вовсе не обязательно, что блок управления тут же выдаст «check engine». Если заглянуть в хранящийся в памяти лог (архив событий), то окажется, что за ближайший год любая машина, так или иначе, почти наверняка сталкивалась с детонацией. Просто эти моменты в подавляющем большинстве случаев редкие и очень непродолжительные. Тогда электронный «мозг» фиксирует в памяти сбой, но если инцидент не повторяется в течение нескольких минут (или часов), тревогу не поднимает.
- Акустическая диагностика. «Дедовский» метод, точность которого целиком зависит от квалификации проверяющего и, в общем случае, оставляет желать лучшего. Для определения используется автомобильный стетоскоп, который, по аналогии с медицинским прибором, прикладывается к двигателю. Однако учитывая, что многие современные «мастера» путают стрекот форсунок с работой адсорбера, а шум подшипников принимают за износ цепи, полагаться на подобную проверку не стоит. Тем более что на холостых оборотах детонация практически никогда не возникает, а в движении, по очевидным причинам, акустическую проверку выполнить крайне затруднительно.
Как электроника борется с детонацией?
Как говорилось выше, разовые периодические инциденты не являются чем-то из ряда вон выходящим — при прочих равных «детон» успешно корректируются электронным блоком управления. Когда ЭБУ определяет детонацию (это происходит за доли секунды), классическим алгоритмом является увеличение подачи топлива, установка более раннего момента зажигания (т.н. откат угла) и уменьшение давления турбонаддува при его наличии.
Здесь важно акцентировать внимание именно на подаче топлива — многие ошибочно считают, что при детонации топлива как раз нужно впрыскивать меньше, чтобы «не так сильно горело». Это неверно. Дело в том, что одним из катализаторов обсуждаемого процесса является как раз бедная смесь — то есть, такое сочетание, где много воздуха и мало бензина. В этом случае температура в камере сгорания повышается, как и риск детонации. Если же смесь богатая (воздуха мало, бензина много), то «лишний» бензин, испаряясь в камере сгорания, охлаждает как смесь, так и стенки камеры. Тем самым снижая вероятность хаотичного самовоспламенения.
Последствия детонации двигателя
Детонация — один из наиболее губительных режимов функционирования ДВС. «Соревноваться» с ней может, разве что, работа с сильным масляным голоданием или критическим перегревом. Во всех трех случаях время, за которое двигатель может прийти в негодность, исчисляется минутами.
Если по каким-то причинам штатными средствами предотвратить детонацию не удается, и она продолжается в течение нескольких минут, последствия оказываются самыми печальными. В первую очередь страдает шатунно-поршневая группа. Сильные ударные нагрузки в цилиндре (можно еще раз посмотреть иллюстрацию с кулаком) при высоких оборотах способны просто погнуть шатун. Параллельно сверхвысокая температура способствует оплавлению поршня, клапанов и свечи. Также может прогореть прокладка головки блока и даже стенки между цилиндрами. Конечно, необязательно все это произойдет сразу, но даже одного последствия будет достаточно для разбора мотора. В общем же случае все обычно заканчивается капремонтом, а иногда и он невозможен.
Как устранить детонацию двигателя
Если коротко: бороться нужно не с детонацией, а с ее причинами. В первую очередь убедиться, что заправляемый бензин не только формально соответствует требуемой марке, но и обладает надлежащим качеством. Часто детонация прекращается при банальной смене АЗС с «ближайшей» на нормальную.
Во-вторых, если двигатель нагружен тюнингом, нужно быть уверенным, что таковой выполнен правильно, с тщательной проверкой на всех режимах и конкретно для вашего мотора. То есть, проведен с так называемой «откаткой». К сожалению, этим путем идут далеко не все тюнинг-ателье.
Наконец, если оба перечисленных варианта не вызывают вопросов, остается только тщательная диагностика. Всегда нужно помнить, что детонация — не мистическое явление, возникающее само по себе, а лишь следствие, причины которого необходимо устранить как можно скорее.
Читайте также: