Autonews.ru выяснил, что происходит на заводах Hyundai и Toyota в России

До недавнего времени Санкт-Петербург был одним из центров по выпуску иномарок в России. Что сейчас происходит с заводами, где производили прежние локализованные бестселлеры

В Санкт-Петербурге и его окрестностях в начале 2000-х годов были открыты пять заводов по производству автомобилей. К весне 2022 года все они были остановлены. В начале февраля 2024 гола корреспондент Autonews.ru посетил пять предприятий: Nissan, Hyundai, Toyota, General Motors и Ford. Что там происходит прямо сейчас.

Nissan: на площадках стоят будущие XCITE

Как убедился корреспондент Autonews.ru, бывшее предприятие Nissan в некоторой степени уже возобновило работу. И сейчас на его площадках скопились машины, которые должны поступить в продажу под брендом XCITE. Подробности можно почитать в репортаже Autonews.ru. 

Hyundai: предприятие готово к работе

Ближе всего к бывшему заводу Nissan находится промышленный комплекс Hyundai. Он располагается на севере города, фактически через Кольцевую автодорогу от фабрики, которая прежде делала машины японской марки.

На первый взгляд с начала 2022 года на заводе Hyundai ничего не изменилось. Сохранились дорожные указатели на подъезде, название корейского бренда на фасаде основного здания, территория предприятия расчищена от снега.

Однако парковка для машин сотрудников, которую некогда заполняли преимущественно седаны Hyundai Solaris, практически пуста, а на самом предприятии, кажется, ничего не происходит. За оградой не видно ни припаркованных новинок, ни машин из старых партий. И только со стороны дочерней фабрики Hyundai Mobis на открытой площадке можно заметить палеты с нераспознаваемым грузом.

Напомним, что завод Hyundai Motors Manufacturing Rus в конце 2023 года перешел под контроль российской компании AGR Automotive Group. В середине февраля 2024 года завод переименовали в на «Автомобильный завод АГР». «Ведомости» писали, что для начала там планируется собрать из оставшихся машинокомплектов до 70 тыс. машин прежних моделей. Однако ни машинокомплектов, ни готовых автомобилей с внешней стороны не видно. Отметим при этом, что с двух сторон предприятие скрыто от глаз густым лесом, и посмотреть на площадки, расположенные за основными цехами, с дороги невозможно.

Общая мощность завода Hyundai в Санкт-Петербурге составляла 225 тыс. машин в год. Он был рассчитан на выпуск четырех разных моделей. До начала 2022 года там выпускали седаны Kia Rio, хетчбэки Kia Rio X, седаны Hyundai Solaris и кроссоверы Hyundai Creta.

Toyota: предприятие стало парковкой для автобусов

Завод японского концерна Toyota располагается в противоположной стороне города, в месте под названием Шушары. Формально его адрес приписан к Софийской улице, но въезд через проходную сделан через параллельную улицу с характерным названием Автозаводская. Рядом расположена и станция метро «Шушары», так что в промзоне в целом людно.

Теперь узнать в комплексе зданий по нужному адресу бывший завод Toyota можно разве что по характерной серебристо-красной световой схеме, знакомой жителям Москвы по зданию головного офиса Toyota на пересечении МКАД и Алтуфьевского шоссе.

Вывески Toyota с предприятия сняты и, кажется, давно. При этом фабрика не выглядит запущенной: на парковке разместилось около сотни легковых автомобилей сотрудников, а на территории можно увидеть около десяти автобусов и несколько десятков микроавтобусов — причем и те, и другие не новые. Создается впечатление, что площадка Toyota используется как парковка какого-то автобусного парка.

Читать также:
В России начались холода. Чего бояться владельцам китайских машин

Официально в конце 2022 года Минпромторг сообщал о том, что завод Toyota будет законсервирован. Предприятие работало с 2007 года и выпускало седаны бизнес-класса Toyota Camry, а также кроссоверы RAV4. Его мощность на момент остановки достигала 100 тыс. машин в год. Инвестиции в строительство первой очереди завода составили 4 млрд руб.

Завод GM: без признаков жизни

Предприятие General Motors в Санкт-Петербурге открылось в 2008 году буквально напротив завода Toyota — по той же Автозаводской улице в Шушарах. Однако оно было законсервировано еще в 2015 году по причине того, что выбранный для России модельный ряд не пользовался достаточным спросом.

В 2021 году стало известно, что завод достался Hyundai и будет использован для расширения производства корейских машин. Этого, однако, так и не произошло, и о планах Hyundai сейчас напоминает только брошенный за забором фабрики в Шушарах фирменный корпоративный автобус.

Это чуть ли не единственное транспортное средство, которое можно заметить на территории бывшего завода GM в Санкт-Петербурге. Остальные парковки пусты и покрыты слоем снега.

Напомним, что предприятие некогда выпускало автомобили Opel Astra и внедорожники Chevrolet Blazer, а основой производственной программы должны были стать машины семейства Chevrolet Cruze, которые обещали стать соперниками Ford Focus. Однако к середине 2010 годов предпочтения покупателей сместились в сторону кроссоверов, и не только Cruze, но и Focus сильно потеряли в популярности.

Мощность завода GM в Шушарах по проекту может достигать 100 тыс. автомобилей в год, и рядом с предприятием до сих пор существует территория для возможного расширения.

Завод Ford: автомобилей здесь больше нет

Открытый еще в 2002 году завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым подобным предприятием в России, позволившим на время вывести американскую марку в лидеры среди иномарок. Для этого не пришлось даже строить отдельные здания: производство разместили в спроектированном еще при СССР предприятии «Русский дизель».

Основой производственной гаммы стал Ford Focus, а позже к нему присоединилась и модель Mondeo. Однако еще в 2019 году выпуск машин Ford во Всеволожске был остановлен. К 2023 году там планировалось наладить производство компонентов для Hyundai, однако из-за событий 2022 года и этим планам не удалось сбыться.

Сейчас узнать бывший завод Ford можно разве что сравнивая две картинки. Надписи и эмблемы со зданий давно сняли, остался только один дорожный указатель у поворота к главной проходной.

Сам завод при этом выглядит как вполне работающее советское предприятие, которое переориентировано на маленькие цеха по выпуску самой разнообразной продукции — в 2023 году сообщалось даже, что там занялись деревообработкой. По территории ходят люди и ездят погрузчики, а на подъезде припарковано около десяти фур. Однако сама промзона Всеволожска не производит образцового впечатления. Подъездная автомобильная дорога к предприятию разбита, иностранные автопроизводители такого состояния дорожного полотна прежде не допускали.

Напомним, что максимальная мощность завода Ford во Всеволожске, городе к востоку от Санкт-Петербурга, составляла 125 тыс. автомобилей в год. В 2018 году, когда завод в последний раз проработал полный год, там собрали только 15 тыс. машин.