Содержание:
РОАД: автомобили подорожают до конца года минимум на 10%
Autonews.ru пообщался с представителями автобизнеса, дилерами и профильными экспертами, выяснив, как изменится ситуация на российском авторынке в ноябре и насколько подорожают машины
Что говорят дилеры
Тенденция повышения цен окажется актуальной не только для последнего осеннего месяца, но и для декабря, сказали Autonews.ru в Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
«Цены в ноябре продолжат тенденцию роста, в том числе из-за повышения ставок утильсбора и ключевой ставки ЦБ. Ранее мы прогнозировали повышение стоимости автомобилей минимум на 10% до конца года».
Кроме того, в РОАД отметили, что в связи с удорожанием наблюдается снижение покупательской активности.
«Наблюдаем за ситуацией со спросом и видим, что идет снижение. Конечно, сейчас серьезное удорожание кредитов и ужесточение требований к заемщикам, а приобретение автомобилей в последние месяцы было как раз в основном за счет автокредитов».
Прогнозы экспертов
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр озвучил более лояльные цифры, выразив уверенность в том, что цены на машины будут расти постепенно.
«Уверен, что стоимость автомобилей поднимется не резко, сначала цены вырастут процентов на пять, и в конечном итоге новые ставки утильсбора будут компенсированы из карманов покупателей», — сообщил в беседе с Autonews.ru эксперт.
Его коллега по Национальному автомобильному союзу Антон Шапарин также считает, что прайсы увеличатся не столь значительно.
«Сейчас довольно сложно предсказать рыночное поведение, однако уже сейчас понятно, что автомобильный сектор, включая «вторичку», встал колом. У людей закончились деньги, сегмент автокредитования уперся в потолок, растет количество недобросовестных заемщиков».
По его мнению, спрос на автомобили продолжит снижаться, в связи с этим цены не будут сильно расти.
«Цены уже в самом верху, и мы сидим на тех запасах машин, что уже есть в наличии. Прежде всего продавцы будут пытаться избавиться от них, пока не наступил следующий год, а цены на автомобили, которые завезут по новым ставкам утильсбора, конечно, будут увеличены. Но увеличение окажется мягким и постепенным. По итогу прайсы вырастут на сумму утилизационного сбора», — резюмировал собеседник.
Кредиты больше не помогут
Между тем руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко считает, что снижение спроса может повлиять на среднюю стоимость новых авто как положительно, так и отрицательно.
«Все будет зависеть от готовности дилеров запустить специальные предложения на покупку авто, а также объемов складских запасов машин, ввезенных в Россию до индексации утилизационного сбора. На сегодняшний день таких автомобилей примерно 400 тыс. единиц, их должно хватить на два-три месяца», — прокомментировал Autonews.ru специалист.
По его мнению, ощутимо пострадает рынок автокредитования из-за очередного повышения ключевой ставки ЦБ в октябре 2024 года.
«Кредиты становятся менее доступными для россиян, включая представителей бизнеса. В то время как с помощью заемных средств приобретается около 70% легковых и коммерческих авто», — добавил Давиденко.
По его словам, учитывая все эти факторы, резкого повышения стоимости автомобилей в ноябре не случится. Тем более что ряд автокомпаний уже скорректировали прайс-листы в сторону увеличения задолго до повышения ключевой ставки и утильсбора, фактически включив в цены предстоящие дополнительные расходы.
Цены уперлись в потолок, но он резиновый
«К примеру, модели Geely Atlas, Atlas Pro, Emgrand, Monjaro, Okavango и Preface уже стали дороже на 30–60 тыс. руб., кроссоверы Changan CS55 Plus и CS95 в двух комплектациях прибавили по 100 тыс. руб. Однако в условиях существующей инфляции эти корректировки нельзя назвать резкими. Дальнейшая стоимость новых автомобилей может повышаться постепенно на 5–10%», — уверен Давиденко.
На существенное изменение цен не рассчитывает и генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский, который сообщил Autonews.ru, что большинство крупных рыночных игроков еще работают с уже имеющимся стоком, сформировавшимся до повышения «утиля» и исходя из старых курсов валют. Что касается новых поставок, то они подорожают в соответствии с индексацией утилизационного сбора.
«Однако это отдельные модели, которые «размоются» в общем модельном миксе и не особо будут отличаться от текущих позиций. Мы планируем скомплектовать свой склад автомобилей до Нового года с запасом на три-четыре месяца продаж, чтобы более плавно входить в следующий сезон. Никто пока не знает, насколько Банк России ужесточит требования к банкам по автокредитам, поэтому мы аккуратно планируем свои продажи на 2025 год», — добавил эксперт.
Какие еще факторы влияют на цены
Ольховский также перечислил и другие факторы, влияющие на ценообразование на автомобильном рынке:
- колебания курса национальной валюты;
- повышение стоимости логистики;
- изменение сроков доставки автомобилей;
- корректировка таможенных пошлин;
- тактика продаж конкретно взятого импортера или дистрибьютора.
Палка о двух концах
Эксперты подчеркнули: если продажи начнут активно падать, включатся механизмы поддержки (скидки, бонусы, спецпредложения и маркетинговые программы). Если же наоборот, то цены на авторынке будут увеличиваться гораздо быстрее прогнозируемых показателей. Причем без оглядки на какие-либо факторы.
Это интересно: