Содержание:
Эксперты рассказали, какими будут электромобили через 30 лет
С 2035 года в Европе, США и Китае намерены запретить продажу новых автомобилей, использующих ископаемое топливо
Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Новости 25 ноября 2022 Германия отреагировала на запуск завода «Москвич» Закон и ПДД 3 июля Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО
К 2050 году в странах Евросоюза не должно остаться автомобилей, использующих ископаемое горючее: бензин, дизельное топливо или газ. Для этого Европарламентом уже принят запрет на продажу новых бензиновых и дизельных машин с 2035 года. Аналогичные меры анонсированы США и Китаем.
Эффект Tesla и польза мобильных телефонов
Решения о запрете автомобилей с двигателем внутреннего сгорания стали приниматься правительствами развитых стран вскоре после того, как в мире появился первый действительно успешный производитель электромобилей — компания Tesla, которая не только создала машины, но и получает от этого прибыль, напоминает основатель компании «Rucars электромобили» Роман Рассудков.
По его словам, Tesla первой догадалась делать машины с батареями, обеспечивающими значительный запас хода, и они сразу стали популярны. Сами аккумуляторы, из которых состоят тяговые батареи, тогда уже существовали: индустрия по их производству была создана из-за потребностей для мобильных устройств.
После этого у крупных автоконцернов, которые годами отказывались переходить на производство электротранспорта под предлогом того, что такие машины не будут пользоваться спросом, не осталось аргументов.
С ним согласен и Александр Камашев, генеральный директор компании «Рэнера», которая строит завод по выпуску тяговых батарей в Калининграде.
«С началом 21-го века технологии стали ускоряться в геометрической прогрессии. Можно долго спорить о пользе или вреде этих инноваций, но они уже здесь и меняют жизнь людей», — говорит Камашев.
Евросоюз в марте этого года принял решение о запрете продаж новых бензиновых и дизельных машин с 2035 года. Документ был принят с одним исключением, на котором настояла Германия. Оно касается автомобилей на углеродно-нейтральном синтетическом топливе: эти автомобили с двигателями внутреннего сгорания по-прежнему можно будет регистрировать.
Согласно европейской доктрине, к 2050 году на дорогах Евросоюза не должно остаться автомобилей с двигателями, использующими ископаемое топливо. Машины, проданные до 2035 года, к тому моменту выработают свой ресурс. Пока не ясно, что будет с теми автомобилями, которые доживут до 2050 года. Запрещать их не планируется, но в теории могут запретить продажу бензина, рассуждает Рассудков.
В США указ о запрете продаж новых бензиновых автомобилей с 2035 года подписал действующий президент Джо Байден. Теперь это должны поддержать власти отдельных штатов. Некоторые, в частности густонаселенная Калифорния, уже подтвердили, что запретят бензиновые машины в независимости от позиции федеральных властей.
В Китае, который на сегодняшний день является лидером по производству и продажам электромобилей в мире, также планируют запретить бензиновые и дизельные машины с 2035 года.
Это три главных мировых автомобильных рынка, однако и во многих других странах выступают с подобными инициативами. Так, с 2040 года запрет на автомобили, использующие ископаемое топливо, хотят ввести Армения и Азербайджан, Камбоджа и Индия, Кения и Мексика, подписавшие Декларацию Глазго. Список стран, которые уже объявили как минимум о намерении запретить машины, использующие топливо, получаемое из нефти и газа, измеряется десятками.
Продажи электромобилей растут на десятки процентов ежегодно
За развитием рынка электромобилей в последние годы пристально следит созданное с этой целью агентство Bloomberg new energy forum (BloombergNEF). Согласно последнему их отчету, который вышел в июне 2023 года, за один только 2022 год продажи электромобилей во всем мире выросли на 62% при том, что автомобильный рынок в целом вырос только на 2%.
Почти по всех странах наблюдается снижение продаж машин с двигателями внутреннего сгорания: в среднем этот сегмент упал на 2%. Из крупных рынков рост продаж бензиновых машин наблюдался только в Австралии, и то лишь на 1%. В остальных странах зафиксировано снижение.
Согласно прогнозу BloombergNEF, в 2027 году будет наблюдаться пик потребления нефти в мире, после чего этот показатель из-за увеличения доли электромобилей станет снижаться. Пик вредных выбросов от автомобилей в атмосферу придется на 2029 год. Уже сейчас более 10% мирового рынка автомобилей занимают машины с электроприводом, а в сегменте двухколесных транспортных средств (включающем электробайки) эта доля составляет 49%.
Аналитик проекта EV Volume Хосе Понтес в своем последнем отчете констатирует, что только за апрель 2023 года в мире было продано 928 тыс. электромобилей, что составляет 10% от общего рынка новых машин. С учетом подзаряжаемых гибридов эта доля составляет 14%, а если считать вместе со всеми гибридами, то в апреле на машины с электродвигателями пришлось 26% продаж.
В BloombergNEF прогнозируют, что к 2040 году на дорогах мира будет уже 730 млн электрических машин. Автомобилей, потребляющих ископаемое топливо, к этому времени останется только 335 млн. На то, чтобы полностью перевести индустрию на электромобили, до 2050 года придется потратить $1,9 трлн, подсчитали аналитики агентства.
Что происходит в России
В августе 2021 года в России была принята концепция развития электромобильного транспорта. Она рассчитана не на 30 лет, а только до 2030 года, и предусматривает, что к этому сроку 10% от всех выпускаемых в России машин будут электрическими. А, согласно более новой стратегии развития автомобильной промышленности России, рассчитанной до 2035 года, к 2030 году доля электромобилей может составить 15% от общего объема рынка страны.
В 2021 году в России серийно выпускались разве что электрические автобусы, однако уже в начале 2023 года стало ясно, что ориентиры, заложенные в первую концепцию, могут быть перевыполнены. Так, только в 2023 году предусматривался выпуск в России 7 400 электромобилей, однако планы автопроизводителей на этот год составляют 18 529 машин.
При этом в России уже выпускаются электромобили как минимум трех марок: «Москвич 3е» и Evolute из китайских машинокомплектов, а также коммерческие EVM PRO на базе коммерческих УАЗов.
О практическом смысле развития в России производства именно электромобилей на недавнем Петербургском международном экономическом форуме говорил первый заместитель гендиректора «Росатома» Кирилл Комаров — именно эта российская компания уже строит завод по производству тяговых аккумуляторов и обещает локализовать выпуск электродвигателей и преобразователей энергии.
По словам Комарова, логика заключается в том, что 2022 год показал зачаточное состояние отрасли по производству автокомпонентов в России и если и начинать их выпуск с низкой базы, то лучше сразу делать ставку на электротранспорт, так как в этой области все страны вынуждены начинать практически с нуля и отставание России потому не столь заметно.
При этом независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев в разговоре с Autonews.ru выразил мнение, что в России в силу географического положения выгоднее развивать не электромобили, а машины на биотопливе.
«Нам надо брать не китайский или иной путь в сторону электромобилей, а южноамериканский, где уже 80% машин заправляется биотопливом. Это не менее экологично, чем электрокары, но у России есть в этом преимущество», — заявил Бургазлиев.
Не только электро
На сайте Европарламента прямо говорится о том, что запрет на машины, которые потребляют ископаемое топливо, оставляет автомобилистам несколько вариантов выбора автомобилей. Помимо классических электрокаров на аккумуляторных батареях это водородные машины и автомобили с двигателями внутреннего сгорания, которые вместо бензина или дизтоплива используют синтетическое горючее.
При этом в Европарламенте отмечают, что упомянутые альтернативные электричеству источники энергии обходятся заметно дороже, а значит, их использование целесообразно разве что в дальнобойных грузовиках и в авиации, где батареи не могут обеспечить достаточную дальность.
Что касается водорода, то помимо дороговизны данного типа топлива и дефицита заправок даже на фоне числа зарядок для электромобилей у этого источника энергии есть свои недостатки. Во-первых, это высокая текучесть самого вещества: водород, самый легкий химический элемент в таблице Менделеева, буквально просачивается сквозь уплотнители и стены топливной системы, оставляя припаркованный автомобиль за несколько недель с полупустым баллоном.
Второй недостаток связан с тем, что водород в автомобиле служит для выработки электричества, которое вращает электромотор. Это происходит в специальных топливных ячейках, мощность которых ограничена. Для грузовиков и автобусов это не критично, но легковые водородомобили сильно проигрывают аккумуляторным в динамике.
Что касается синтетического топлива, то идея с ним заключается в том, чтобы использовать углекислый газ из атмосферы и морскую воду для синтеза с помощью «чистой» электроэнергии горючего углеводорода, по свойствам близкого к бензину.
При сгорании такого топлива в атмосферу будет поступать примерно то же количество парникового углекислого газа, что и при сжигании бензина. Разница в том, что при производстве синтетического топлива равное количество углекислого газа из атмосферы поглощается, а при сгорании возвращается обратно. При сжигании нефтепродукта, например бензина, в атмосферу попадает ранее не поглощенный углекислый газ, и его содержание в воздухе растет. Вот почему синтетическое топливо считается возобновляемым источником энергии, а нефтепродукты — не возобновляемым.
Тем не менее, такое синтетическое топливо может стать выходом для бензиновых машин, которые останутся после 2050 года. И для спорткаров с ДВС. Неслучайно именно на синтетическое топливо с 2026 года переходит вся «Формула 1».