Эксперт Хайцеэр: снижение ключевой ставки не сделает кредиты доступнее
Эксперты объяснили, как повлияет уменьшение ключевой ставки на российский авторынок и увеличатся ли продажи машин
Банк России понизил ключевую ставку с 21 до 20%. Это решение нельзя назвать совсем неожиданным, но основным такой сценарий развития событий точно не был.
В консенсус-прогнозе РБК 20 из 30 опрошенных аналитиков крупных российских банков и инвестиционных компаний предположили, что регулятор сохранит ставку 21% еще на полтора месяца. Допускали возможность снижения только десять участников прогноза. При этом их прогноз по шагу снижения был широким — от 25–50 б.п. до 200 б.п. (то есть до 19%).
Autonews.ru пообщался с экспертами, чтобы понять, как уменьшение ключевой ставки скажется на автомобильном рынке России и что его может ждать в среднесрочной перспективе.
На что влияет ключевая ставка
Ключевая ставка, устанавливаемая регулятором, в первую очередь влияет на стоимость кредитов: чем больше ставка ЦБ, тем дороже привлеченные деньги обходятся банкам и тем выше процентные ставки для их клиентов.
Последний раз решение о смягчении денежно-кредитной политики ЦБ принимал в сентябре 2022 года. С тех пор ставка только росла. С октября 2024 года она находилась на рекордном уровне — 21%.
Купить автомобили в России без привлечения кредитных средств сейчас могут очень немногие. Как отметила в беседе с Autonews.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк, при ключевой ставке на уровне 21% автокредиты были слишком дороги для большинства покупателей.
Управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Максим Агаджанов пояснил, что решение Центробанка по ключевой ставке оказывает непосредственное влияние на экономику страны, включая автомобильный сектор. И ощутимое ее снижение создаст позитивные условия для увеличения спроса и активности потребителей. «Снижение ключевой ставки стимулирует экономическую активность, увеличит доступность кредитов и лизинга, повысит покупательную способность населения: потребители активнее начнут приобретать автомобили», — напомнил Агаджанов.
На сколько нужно снижать
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр отметил, что ни сохранение ключевой ставки на уровне 21%, ни снижение показателя регулятором до 20% не отражается на авторынке практически никак.
«При таком незначительном снижении чудо невозможно. Подходя к автомобильному кредиту, условно 22% он или 28%, для меня как для потребителя он одинаково дорог. Небольшое снижение ключевой ставки никак не сказывается на количестве продаваемых автомобилей», — конкретизировал эксперт.
Хайцеэр отметил, что рынку нужно более масштабное снижение. Ставка по кредиту в размере 10–12% могла бы действительно подстегнуть автомобильный бизнес, полагает он.
«Тот классический путь, которым пользуется Центробанк, не сработал. Человек, который не рассматривает к покупке автомобиль под 22–24%, не рассматривает его и при 21 или 20%. Это несколько тысяч или даже пара тысяч рублей снижения ежемесячного платежа», — пояснил собеседник.
«Возрастает конкуренция между дилерами — некоторые могут уйти с рынка или сократить представительства. Банки, в свою очередь, могут смягчать условия автокредитов (например, увеличивать сроки выплат), но это лишь частично снизит нагрузку на заемщиков. Вероятно, станут чаще использоваться программы trade-in», — говорила ранее Ирина Франк.
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) также отмечают, что для бизнеса «в целом высокой ставка считается 15% и более». «А сейчас запредельные показатели. Вектор на снижение добавит позитив, но надо понимать, что до стабильной ситуации еще далеко», — пояснили в РОАД.
Читайте также:
Авторы Теги Александр Воронцов