РОАД: продажи новых машин упадут на 8–10% после ужесточения выдачи автокредитов

Опрошенные Autonews.ru эксперты признали, что после ужесточения выдачи автокредитов со стороны ЦБ повысятся ставки по ним, что может привести к снижению темпов роста авторынка

Темпы роста рынка новых автомобилей могут снизиться из-за новых ограничений Банка России, вступивших в силу с 1 июля, отметили опрошенные Autonews.ru эксперты.

ЦБ ранее ужесточил требования к заемщикам, которые берут автокредиты. В частности, регулятор установил надбавки к коэффициентам риска по автокредитам — они вводятся для выдач заемщикам с показателем долговой нагрузки выше 50%, то есть для тех граждан, для кого оплата кредита составляет 50 и более процентов от их дохода. Надбавки увеличивают нагрузку на капитал банка при выдаче кредита, сообщил регулятор. Таким образом, ставка по таким автокредитам будет выше, чем раньше.

Исполнительный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Игорь Чикин заявил, что из-за новых ограничений продажи новых автомобилей могут снизиться на 8–10% сопоставимо со снижением общего числа выданных автокредитов, которое также может упасть примерно на 10%.

«В первую очередь снизится одобряемость кредитов у банков. С большой долей вероятности это повлечет за собой повышение ставок: 19–24% на новые автомобили и 22–27% на машины с пробегом», — сказал Чикин.

Управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк предполагает, что решение ЦБ по ограничению автокредитования и повышению надбавки к коэффициентам риска подстегнет увеличение кредитных ставок, они вырастут примерно до 22–25% (больший рост маловероятен). Уже сегодня некоторые банки подняли ставки до 24%, заявляет эксперт.

Из-за этого, на ее взгляд, сократится количество одобрений автокредитов, из-за чего больше всего пострадает масс-сегмент. По премиальным автобрендам отказов в кредите будет не так много.

Однако, как считает Франк, ожидаемое повышение ставки на 2−3% даже если и повлияет на продажи новых авто, то совсем незначительно.

Читать также:
Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР

«Официальным дилерам и дистрибьюторам в России при падении продаж обычно оказывается компенсирующая поддержка в виде, например, льготной ставки кредитования. А дилеры, которые возят автомобили сами, конечно, на такую поддержку не могут рассчитывать, поэтому им придется сложнее», — добавила эксперт.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин заявил, что дилерам все-таки придется «столкнуться с оттоком клиентов», так как, по его мнению, большинство россиян сейчас покупает автомобили именно в кредит.

«Кредитование — основной драйвер продаж автомобилей у людей. Те, кто не может выплатить кредит и его берет (речь о гражданах с долговой нагрузкой выше 50%. — ред.) — это значительная часть населения России, соответственно, сейчас они не смогут его взять и им придется подкопить и только после этого купить автомобиль в кредит», — пояснил Шапарин.

Руководитель экспертной аналитики «Банки.ру» Инна Солдатенкова заявила, что в сервисе не ожидают массового тренда на отказы по автокредитам со стороны банков, мотивируя это тем, что у заемщиков пока еще остается возможность получить автокредиты, пусть и по более высокой стоимости. По ее словам, большинство банков в условиях «сложного рынка» продолжают делать ставку именно на залоговое кредитование.

«Однако дальнейшая динамика рынка будет определяться тем, насколько население в принципе будет готово заключать сделки на таких условиях, учитывая тот факт, что предпосылок для снижения стоимости большинства моделей автомобилей пока что не наблюдается», — добавляет эксперт.

В мае объем выданных автокредитов увеличился по сравнению с апрелем. В мае россияне взяли 82,46 тыс. кредитов на покупку новых автомобилей на общую сумму 123,24 млрд руб. В апреле банки выдали 68,91 тыс. кредитов на новые авто на сумму 101,57 млрд руб.