Содержание:
Водитель пожаловался на штраф за ремень во время остановки на светофоре
Автомобилист сообщил о несправедливом, по его мнению, штрафе за непристегнутый ремень: водитель уверяет, что камера зафиксировала его в момент остановки на светофоре. Эксперты объяснили, возможна ли такая ситуация Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Новости 25 ноября 2022 Германия отреагировала на запуск завода «Москвич» Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Водительские права 27 июня Госдума приняла новые правила получения водительских прав
Профессиональный водитель из Москвы пожаловался на ошибочный, по его мнению, штраф с камеры за непристегнутый ремень. В отличие от классического повода для отмены постановления, когда камера ошиблась и не смогла разглядеть пристегнутый ремень, водитель признал, что ремень действительно пристегнут не был. Только вот, по словам автомобилиста, Mercedes-Benz под его управлением в момент фиксации не двигался. «А ведь водителям обещали, что штрафы за непристегнутый ремень и использование ремня безопасности будут приходить автомобилистам только во время движения», — возмутился в беседе с Autonews.ru водитель по имени Михаил, который получил постановление на 1 тыс. руб. согласно ст. 12.6 КоАП.
Фотографию с полученным постановлением автомобилист предоставил в Autonews.ru и сообщил, что у него 27-летний стаж вождения и что пристегивается он всегда, когда машина в движении.
«На фотографии видно, что автомобили стоят на светофоре. Возможно, я в тот момент отстегнул ремень, чтобы, например, достать что-то с заднего сиденья. Или, например, вышел из машины, чтобы достать из багажника бутылку воды. А водитель рядом говорит по телефону — его, получается, тоже накажут? Я готов дойти до Верховного суда, чтобы обязать выписывающие штрафы органы указывать в таких материалах скорость движения транспортных средств. Это дело принципа», — заявил оштрафованный автомобилист.
Могут ли штрафовать за ремень и телефон во время остановки
Такие пока еще необычные для многих водителей виды нарушений ПДД, как непристегнутые ремни безопасности и использование телефона во время движения, впервые начали фиксировать с помощью камер в 2020 году в Москве. Тогда в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) столицы сообщили, что штрафы будут приходить автомобилистам исключительно во время движения. Во время остановки, как уточняли в Центре, фиксаций не будет.
Как рассказывали эксперты ЦОДД, система определяет нарушение ПДД по характерным признакам. Один из таких обязательных параметров — это движение. «Поэтому, если автомобиль стоит на длинном светофоре или в глухой пробке, штраф не придет. Но стоит тронуться — телефон нужно отложить в сторону, а ремень пристегнуть обратно — если вы, например, во время паузы решили снять верхнюю одежду», — отмечали эксперты.
После обкатки системы в Москве такие нарушения камеры начали фиксировать по всей России.
Движение — обязательный параметр для фиксации нарушения ПДД камерами
Как заявил Autonews.ru руководитель компании «Астралаб» (занимается разработкой и установкой комплексов фото-видеофиксации) Сергей Ласкин, фиксацией таких нарушений, как непристегнутый ремень или разговоры по телефону, обычно занимаются «камеры-скоростники», то есть устройства, в том числе настроенные на фиксацию превышения скорости. Поэтому, по его словам, при фиксации нет сложности в том, чтобы понять, ехал автомобиль или стоял на месте.
Он отметил, что в ЦАФАПах некоторых регионов сохраняют видеозаписи подобных нарушений: при обжаловании в суде автомобилистам просто предъявляют эти материалы.
«На записях будет видна и скорость, и нарушение. Если водитель скажет, что просто стоял и все равно получил штраф, мы можем предъявить запись. И даже если на лобовом стекле в какой-то момент были блики, длительность записи позволит оценить всю ситуацию», — рассказал Ласкин.
Он отметил, что в регионах до сих пор распространена практика не пристегивать ремни и с появлением автоматического контроля штрафов за ремни действительно становится больше.
«В регионах до сих пор пристегнутый ремень в машине у пассажиров водители считают за обиду — мол, неужели мне не доверяют. При этом такую фиксацию все чаще заказывают новые регионы. Например, в Ульяновске. Там за один июль мы собрали около 100 тыс. штрафов просто потому, что водители, в отличие от тех же москвичей, пристегиваются реже», — рассказал Ласкин.
Также эксперт привел несколько примеров, когда при фиксации в ЦАФАПах решили пойти навстречу автомобилистам при фиксации нарушений, связанных с движением и остановкой. В том числе со знаком «Стоп», перед которым, по правилам, водитель должен не просто притормозить, а полностью остановиться. В одном из регионов, по словам Ласкина, после введения такой фиксации, за месяц при 20 тыс. зафиксированных проездах знаков «Стоп» в ГИБДД оформили 15 тыс. штрафов.
«Водители не снижали скорость до 0 км/час, а притормаживали. Увидев эти цифры, в регионе решили, что будут выносить штрафы, только если машина не затормозит до скорости пешехода — 4-5 км/час. Ведь при такой скорости машина при необходимости может остановиться в любой момент. В итоге количество штрафов упало в 100 раз — за месяц было только 150 нарушений и это были те, кто пролетает знак «Стоп» не глядя», — отметил Ласкин.
👉 Знак «Стоп»: где нужно остановиться и когда грозит штраф
При этом, по его мнению, это не означает, что в случае непристегнутых ремней для водителей должны действовать поблажки в виде минимальной «нештрафуемой» скорости движения. Также он считает, что отстегивать ремень в пути даже во время остановки просто небезопасно.
«Например, водитель отстегнулся на светофоре. Но сзади в него может кто-то врезаться и последствия будут печальны — водителя сначала прижмет к сиденью, а потом отбросит в лобовое стекло. Для меня управление автомобилем — это не когда колеса крутятся, а когда ты сел за руль и закрыл дверь. Пока же в ПДД точного определения нет», — отметил эксперт.
В свою очередь член Ассоциации юристов России, юрист Арег Оганесян в беседе с Autonews.ru отметил, что, согласно п. 2.1.2 ПДД, водитель обязан быть пристегнутым ремнем безопасности при движении транспортного средства.
«Исходя из этой формулировки, можно прийти к выводу, что вы не обязаны пристегиваться, если стоите на длинном светофоре или в глухой пробке», — сказал юрист.
Чтобы оспорить штраф за непристегнутый ремень, водителям придется подать жалобу. Лучшим доказательством, по мнению Оганесяна, будет запись с видеорегистратора, при этом на нем должны отображаться скорость движения, дата и время съемки.
«Дело в том, что на снимках, полученных с устройств ЦОДД, указаны только дата/время, направление движения, место и координаты нарушения. Это означает, что вы можете предоставить запись с видеорегистратора, где будет указано, что в момент предполагаемого правонарушения вы не находились в процессе движения и ваша скорость составляла 0 км/ч. Такое доказательство будет отличным аргументом для успешного обжалования штрафа», — считает юрист.
Также юрист заявил, что лишь одно действие cможет существенно уменьшить количество споров между автомобилистами и ЦОДД: при фиксации нарушения, на снимке следует отображать скорость транспортного средства.
Между тем юрист Михаил Никитин считает, что под движением понимается нахождение автомобиля на проезжей части, причем даже при простое в заторе или в ожидании разрешающего сигнала светофора. По его мнению, обжалование постановления в данной ситуации нецелесообразно.
В свою очередь специалист по фото-видеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман согласился с мнением о том, что на подобных постановлениях необходимо указывать скорость движения автомобиля.
«Содержание фотоматериалов не нормировано, для них нет ГОСТа. По идее в полном наборе должен быть фотоматериал c титрами, где должна быть указана и скорость», — сказал Шухман Autonews.ru.
Как часто ошибаются камеры при определении ремней
По оценке Ласкина, при фиксации дорожными камерами непристегнутых ремней ошибки возникают в 20% случаях.
«На десять фиксаций в среднем две неточные — и это даже не всегда ошибки, просто ремень может быть плохо виден. Поэтому каждое такое постановление отсматривают в ЦАФАПах вручную и крайне внимательно. Так, чтобы подписать фиксацию превышения скорости, может уйти 2-3 секунды. А тут изображение надо несколько минут рассматривать, увеличивать, обрабатывать и проверять контрастность», — сказал Ласкин.
👉 Штраф за тень и птица без номеров: как ошибаются дорожные камеры
По его мнению, такая фиксация пока не получила распространения во многих регионах именно из-за повышенной нагрузки на ЦАФАПы. «Есть такие регионы, где на постановлениях сидят два человека, а представьте, за месяц нападает 100 тыс. фиксаций — их просто некому будет отсматривать. Тем более что в регионах такое нарушение более распространено, чем в столице», — заключил эксперт.
Сколько таких камер работает в Москве
Количество дорожных камер, фиксирующих езду с непристегнутым ремнем безопасности и использование телефона за рулем, в Москве резко выросло. Если в конце 2020 года таких комплексов было восемь (их адреса первым сообщал Autonews.ru), то к началу 2022 года их количество увеличилось до 362 штук.
Отметим, что в ГИБДД неохотно делятся статистикой оформления подобных постановлений. Так, согласно имеющимся данным, в 2021 году за первые семь месяцев в Москве полиция с начала года с помощью камер на дорогах выписала 56 тыс. штрафов, связанных с непристегнутым ремнем, отсутствием шлема на мотоцикле или использованием телефона в поездке.
За семь месяцев 2022 года ГИБДД столицы вынесла уже более 2,2 млн штрафов водителям, которые не используют ремни безопасности. При этом подавляющее большинство нарушений были зафиксированы при помощи камер — за семь месяцев инспекторы оштрафовали только около 52 тыс. водителей.
В 2023 году ГИБДД Москвы сообщила, что выписала 1 908 687 административных нарушений по ст. 12.6 КоАП России «Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов». То есть в статистику также попали и мотоциклисты без шлемов, но их доля, по оценкам юристов, невелика.