Создание индустрии массового восстановления и использования б/у автозапчастей поможет решить проблему дефицита данной продукции. Такое мнение в беседе с «Известиями» выразил официальный представитель НТИ «Автонет» Геннадий Цепкин в среду, 22 февраля.
Ранее в этот день сообщалось, что с таким предложением в правительство намерены обратиться депутаты четырех комитетов Госдумы.
«Данная инициатива позволит обезопасить владельцев транспортных средств от возможного дефицита автозапчастей. К сожалению, тенденции складываются таким образом, что параллельный импорт не сможет полностью обеспечить потребности рынка. Вдобавок, нестабильным остается процесс цепочек поставок новых запчастей», — указал эксперт.
Он отметил, что инициативу депутатов можно дополнить развитием страховых продуктов. Например, ввести дополнительные услуги по страхованию качества механических агрегатов, которые проходят ремонтные работы по восстановлению.
В свою очередь основатель и гендиректор Droneshub (компания — разработчик роботизированных платформ и систем, участник НТИ) Максим Томских усомнился в целесообразности инициативы.
«На мой взгляд, если есть понимание и технология восстановления детали, то это автоматически подразумевает, что и новую такую деталь завод, скорее всего, сможет сделать. Кроме того, не совсем понятно, как быть с различными микротрещинами, усталостью металла, внутренними напряжениями, возникающими в процессе восстановления детали. А ведь это может стать критичным фактором, привести к авариям. Не зря же есть определенный срок службы деталей, после которого они подлежат замене», — подчеркнул специалист.
По его словам, не совсем понятно, в чем именно новизна и необходимость создания индустрии по восстановлению б/у деталей для авто. Любой машиностроительный завод, обладающий адекватным станочным парком и цехами, в состоянии починить, восстановить деталь для автомобиля, указал Томских.
С поддержкой инициативы выступил ведущий инженер ЦК НТИ МГТУ им. Н.Э. Баумана Андрей Новиков. При этом он отметил, что в России уже есть такая индустрия, просто она действует неофициально.
«Однако стоит быть осторожным с данной инициативой, особенно в области пассажирских перевозок. Нужно не только законодательно разрешить ставить ремонтные запчасти, но и тщательно продумать механизм проверки этих деталей, а также указать, какие узлы рационально заменять на новые, а какие — на ремонтные, чтобы не возникло ситуации, когда из-за восстановленной запчасти автобус попадет в ДТП и пострадают люди», — предостерег Новиков.
В подготовленном депутатами документе указано, что в России практически отсутствует индустрия восстановления подержанных автозапчастей. При этом в условиях жестких экономических санкций это может стать одной из основных причин массового выхода автомобилей из строя.
Среди основных инициатив депутатов — урегулировать порядок утилизации машин с повторным использованием запчастей; обязать производителей автомобилей на территории России также заниматься восстановлением комплектующих; сформировать требования к таким предприятиям и ввести порядок маркировки обновленных деталей.