Содержание:
В такси будут работать только Lada и китайские иномарки
Autonews.ru разбирался в перспективах российского рынка такси в условиях новых правил
В Совете Федерации одобрили закон, ужесточающий требования к локализации автомобилей, которые используются в такси. Поправки вносятся в федеральный закон № 580-ФЗ, регулирующий деятельность такси.
Что изменится в пассажирских перевозках
Изначально предлагалось с 1 октября 2025 года выдавать разрешения только на автомобили, признанные локализованными, с набором от 3,2 тыс. баллов по шкале локализации. Этим критериям соответствуют в основном модели АвтоВАЗа и ряд иностранных машин, выпускаемых в России.
Ко второму чтению проект был существенно доработан. Критерии допуска начнут действовать с 1 марта 2026 года и будут более гибкими.
В такси разрешат использовать автомобили, произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Также допускаются машины по более ранним контрактам, если в проект вошли новые инвесторы с аналогичным опытом. Будущие СПИК возможны — при одобрении правительства.
В ряде регионов сроки отложены: до марта 2028 года — в Калининграде и Сибири, до марта 2030-го — на Дальнем Востоке.
По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, законопроект вызвал широкую дискуссию и был доработан с учетом мнений РСПП, отрасли и регионов.
Какие машины будут в такси
Ужесточение требований к локализации может затормозить обновление автопарков, предупреждают участники рынка. Сейчас такси обновляют раз в три—пять лет, но в будущем срок службы может вырасти вдвое или втрое — с ростом поломок, снижением безопасности и качества перевозок.
«Мы опасаемся, что, если не будет государственной поддержки, закон приведет не к обновлению автопарка, а наоборот, к его устареванию. Это отразится на всех — и на пассажирах, и на водителях — и на качестве перевозок», — уверена председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Переход на отечественные или собираемые в России иномарки мог бы улучшить ситуацию, но ждать этого массово не стоит: на рынке хватает привычных машин, которые по-прежнему можно использовать по переходным правилам.
Как напомнили эксперты в беседе с Autonews.ru, обновление автопарка чаще всего происходит через лизинг, доступный лишь юрлицам. Самозанятые водители в итоге оказываются в наихудшем положении: лизинг для них недоступен.
Наши или иномарки: топ-7 моделей
- Lada Granta
- Lada Vesta
- Lada Aura
- Haval Jolion
- Haval F7 / F7x
- BAIC U5 Plus
- Kaiyi E5
Все эти машины собираются в России и могут работать в такси.
Насколько подорожает такси
Эксперты убеждены: введение ограниченного перечня допустимых моделей приведет к росту тарифов. Автомобили, соответствующие критериям локализации, обычно дороже и не дешевеют со временем, поэтому все расходы на их покупку, лизинг или кредит автоматически отразятся на стоимости поездок.
«Хочется верить, что будут интересные государственные программы по субсидированию приобретения автомобилей таксопарками, что помогло бы сфере замедлить падение», — отметил операционный директор «Ситимобил» Даниил Курашев.
Больше никакого бизнес-класса
В Общественном совете по развитию такси напомнили, что остается неопределенность с бизнес- и VIP-сегментом. Из-за дефицита машин высокого класса заменить их будет нечем.
В регионах ситуация стабильнее: в экономклассе — Lada Granta, в «комфорте» — Lada Vesta. В бизнес-сегменте доминируют китайские марки, часть из которых собирается в России. Но если большинство из них не утвердят, премиальные заказы окажутся под угрозой, заявили в компании Maxim.
Читайте также:
Авторы Теги Алексей Панков