Росстат: автомобили в России в 2023 году подорожали на 3%
За первые шесть месяцев 2023 года автомобили в России подорожали на 3%, подсчитали в Росстате. Средняя цена нового автомобиля в России достигла 2,6 млн руб. вместо прежних 2,2 млн руб. Что будет с ценами дальше Госдума приняла новые правила получения водительских прав Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta
В базе Росстата появились данные об инфляции за первые шесть месяцев 2023 года. В том числе эксперты проанализировали динамику изменения цен на автомобили: как на импортные, так и отечественные. Последние выросли в цене существенно сильнее первых. Из-за повышения утилизационного сбора и ослабления рубля, во втором полугодии ситуация будет обратной, уверены эксперты и участники рынка.
Насколько подорожали машины в России
По данным Росстата, в июне 2023 года средняя стоимость автомобилей в России выросла ровно на 3% относительно декабря 2022 года. Это выше общего роста индекса потребительских цен на товары и услуги, который в первом полугодии составил 2,76%.
На фоне прежних подорожаний рост цен может показаться незначительным. Так, в 2022 году автомобили, по данным того же Росстата, подорожали сразу на 24%, а иномарки и того больше — на 40%. Годом ранее, в 2021-м, цены поднялись не настолько сильно, но тоже очень значительно — на 14,48%.
При этом цены в 2023 году росли крайне неравномерно. Менее всего подорожали новые иномарки, рост цен у которых за шесть месяцев составил всего 0,78%. А вот новые отечественные машины выросли в цене на 4,46%.
В начале года глава АвтоВАЗа Максим Соколов обещал, что автомобили Lada хоть и будут дорожать, но медленнее общей инфляции. Если судить по рекомендованным ценам, это обещание в целом выполняется. Так, бестселлер Lada Granta подорожал на 2% (с 658,3 тыс. до 692,3 тыс. руб.), внедорожник Niva Legend — на 2,6% (с 800,9 тыс. до 821,9 тыс. руб.), и только рост цен на модель Niva Travel превысил общий уровень инфляции и составил 4,5% (рост с 998 тыс. руб. до 1 042 900 руб.).
Однако сам АвтоВАЗ в последнее время не раз признавал, что не все дилеры придерживаются рекомендованных цен и даже объявил о тайной проверке автосалонов. Статистика Росстата отражает не рекомендованные, а именно реальные цены, так что их расхождение с официальными ценниками на отечественные машины может объясняться именно этим.
Более всего, впрочем, подорожали подержанные иномарки — сразу на 5,29%. Это иллюстрирует то, что в стране сохраняется высокий спрос на машины, и при дефиците предложения в демократичном ценовом сегменте среди новых автомобилей покупатели переориентировались на подержанные, считает независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев.
Этот же фактор отмечают и в ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД). Как рассказывал ранее глава РОАД Алексей Подщеколдин, в 2023 году среднемесячное значение перепродаж автомобилей на вторичном рынке достигло 566 667 штук, что является абсолютным рекордом за последние десять лет. Для сравнения, в 2021 году в месяц в среднем продавалось 529 583 подержанные машины.
Из данных РОАД следует, что в 2023 году средняя цена нового автомобиля в России достигла 2,6 млн руб. В 2022 году этот показатель равнялся 2,29 млн, а в 2021 — 1,99 млн.
Средняя стоимость подержанной машины, по тем же данным, сейчас составляет 1,3 млн руб. против 1,19 млн руб. годом ранее и 788 тыс. руб. в 2021 году.
Во втором полугодии подорожание резко ускорится
До конца года подорожание автомобилей в России заметно ускорится, предупреждают эксперты и участники рынка. Это связано с двумя факторами. Первый — ослабление рубля. По сравнению с началом года курс доллара вырос с 70 до 90 руб. за доллар. Схожую динамику демонстрируют и другие мировые валюты, в первую очередь юань — этой валютой оплачивают ввозимые в Россию автомобили из Китая.
Вторым фактором, влияющим на рост цен, стало повышение утилизационного сбора. Эта плата взимается с каждого автомобиля, вводимого в эксплуатацию на территории России, нового или подержанного. При этом производителям отечественных машин утильсбор компенсируется государством в зависимости от степени локализации, и на стоимости моделей, преимущественно изготавливаемых из отечественных комплектующих, повышение ставки утильсбора отразиться не должно.
Для автомобилей, ввозимых в Россию юрлицами, ставка утилизационного сбора выросла в зависимости от типа двигателя минимум на 40 тыс. руб. и максимум на 790 тыс. руб. Еще сильнее это затрагивает схему параллельного импорта с промежуточным оформлением через физлиц. В этом случае действует льготная ставка утильсбора, которая для всех новых машин составляет 3,4 тыс. руб. Однако с 1 августа при ввозе более одного автомобиля в год, или при перепродаже автомобиля раньше чем через 12 месяцев физическое лицо должно будет платить утильсбор по полной ставке, как для юрлиц. Это значит, что стоимость ввоза одной иномарки таким образом может вырасти на сумму до 1,23 млн руб.
По данным источника Autonews.ru, который занимается поставками иномарок по параллельному импорту, уже сейчас наблюдается авральное увеличение завоза машин, так как все хотят успеть оформить их до 1 августа. Из-за этого уже можно констатировать рост стоимости перевозки, при том что цены на эти услуги в предыдущие месяцы, напротив, плавно снижались.
«Дилеры запасаются впрок и уже начали поднимать розничные цены на машины из параллельного импорта. Думаю, что после 1 августа поставки таких автомобилей на несколько месяцев почти полностью прекратятся, автосалоны будут продавать накопленные запасы. Причем не по старым ценам, а уже по новым, даже если оформлены машины были до повышения утильсбора», — считает источник.
Насколько подорожают машины
По мнению Подщеколдина, рост цен во-втором полугодии из-за двух упомянутых факторов составит 5-10%. На недавней пресс-конференции он подчеркнул, что в таких условиях продажи автомобилей в оставшиеся шесть месяцев в лучшем случае будут такими же, как в первом полугодии, а весь рынок новых машин не превысит 850 тыс. штук.
Похожий прогноз дает и Бургазлиев. По его оценке, новые иномарки, ввозимые официально, подорожают на 5-8%, а по некоторым моделям на 10%. Таким образом, если в первом полугодии отечественные машины дорожали быстрее рынка, то в оставшиеся месяцы ситуация будет зеркальной.
«Это не значит, что стоимость автомобилей Lada не будет повышаться. Я допускаю, что АвтоВАЗ проведет еще одно или два повышения цен на свои модели на 1-2% в каждом случае. В автомобилях Lada все еще велика доля импортных компонентов, они также зависят от валютных колебаний», — считает эксперт.
При этом Бургазлиев соглашается, что сильнее всего подорожают именно иномарки, ввозимые физическими лицами для перепродажи, так как утилизационный сбор для них вырастет сильнее всего. Источник Autonews.ru оценивает рост цен на такие машины с учетом еще и валютных колебаний в 20%.
Бургазлиев, однако, допускает, что падения продаж не произойдет. Он отмечает, что рынок далек от насыщения и число желающих обновить свой автомобиль достаточно велико.
- Как подорожали Lada, Chery и другие модели за полгода: цены и таблица
- «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta
- Эти машины появились в России в 2023 году. 10 главных новинок