На заводе Mercedes в России обнаружены сотни новых Exeed. Модели сняли на фото
Autonews.ru отправился на бывший завод Mercedes-Benz в Подмосковье и выяснил немало интересного. Предприятие не простаивает, а первые автомобили уже заполонили складские площадки
Запустили, но остановили
Завод компании Mercedes-Benz в России на момент открытия в 2019 году был едва ли не главным по значимости среди всех автосборочных предприятий иностранных брендов на территории страны. Площадка затачивалась под выпуск седанов E-Class, а также кроссоверов GLC, GLE и GLS. Предприятие требовалось не только для более плотного освоения российского рынка немецкой компанией, но и для ее повсеместного участия в государственных тендерах. С 2014 года госзакупки автомобилей иностранных марок были законодательно ограничены, к тендерам допустили лишь предприятия, подписавшие соглашение о промышленной сборке на территории России. Немцам пришлось озаботиться постройкой завода и заключением специнвестконтракта.
Ежегодно из ворот подмосковного предприятия должны были выезжать по 20–25 тыс. новеньких «Мерседесов», однако время показало, что этим планам сбыться не суждено. В 2022 году концерн свернул бизнес в России, и уже осенью стало известно, что «Мерседес-Бенц мануфэкчуринг рус» продаст предприятие холдингу «Автодом». Позднее эта информация нашла официальное подтверждение: сделку завершили в апреле 2023 года, при этом Mercedes сохранил за собой право обратного выкупа российского бизнеса по рыночной цене в течение шести лет.
Тогдашний глава Минпромторга, а ныне первый вице-премьер Денис Мантуров заявил, что предприятие сохранит свой профиль и продолжит выпускать легковые автомобили, однако какие именно, до недавних пор оставалось загадкой. Предполагалось, что в роли технологических партнеров выступит некий премиальный китайский бренд. Наиболее очевидным кандидатом на эту роль экспертам виделся Hongqi. В итоге ни «Автодом», ни правительство Московской области, ни Минпромторг имя конкретного партнера так и не назвали. В июне 2024 года «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщил, что на подмосковной площадке наладят сборку Exeed. По информации источников РБК, эти автомобили могут поступить в продажу под новой маркой Maxeed. О планах выпускать машины под своим брендом заявлял и гендиректор и совладелец «Автодома» Андрей Ольховский. Пока данный бренд официально не запущен.
Для прояснения ситуации на предприятии в середине января 2025 года Autonews обратился за комментарием в ГК «Автодом». Аналогичный запрос был направлен в правительство Московской области. Правда, комментариев мы так и не дождались. А посему решили посетить площадку самостоятельно.
«Заморозили», но не полностью
Кстати, в январе 2024 года Autonews уже наведывался в подмосковное Есипово и сделал несколько любопытных снимков. Тогда на территории промышленного объекта обнаружились лишь завезенные из Китая кроссоверы неизвестной марки под защитными чехлами. Свободное пространство предприятия использовали для складирования техники, предназначенной для продажи в дилерских центрах холдинга. Помимо крупных кроссоверов, коих насчитывалось несколько сотен, на территории завода стояли грузовики китайского бренда Sinotruk. Тяжелых машин на тот момент тоже удалось насчитать в районе сотни.
В январе 2024 года на территории завода удалось насчитать около сотни новеньких грузовиков китайской марки Sinotruk. Теперь их нет
На момент визита в январе 2024 года ничто не указывало на активный производственный процесс, хотя предприятие и не было законсервировано. На парковке удалось насчитать около 150 машин, вероятно, сотрудников завода, а подъездные пути и внутренняя территория были расчищены от снега, но какого-то серьезного движения внутри объекта не наблюдалось.
Согласно ранее сделанным заявлениям Ольховского, в 2024 году в Есипово планировалось выпустить около 30 тыс. легковушек, а в перспективе нарастить объемы производства до 100 тыс. штук в год. По его словам, тестовая сборка машин уже запущена.
Что удалось найти
Наша новая поездка на завод оставила двойственные впечатления. На первый взгляд, за год на нем мало что изменилось, однако в действительности это не совсем так. Деятельность площадки остается незамеченной лишь для широкой общественности и тщательно маскируется от посторонних глаз.
Состояние широченной дороги (по две полосы в каждую сторону), ведущей к заводу, по-прежнему оставляет желать лучшего: кое-где не справляется ливневка, а асфальт местами основательно просел. Заводская остановка для общественного транспорта выглядит так, будто не используется с добрый десяток лет: стекла побиты, нет ни самих людей, ни их следов, ни транспорта для их перевозки. За несколько часов наблюдений мимо завода не проехало ни одного автобуса, как не было замечено и ни единого человека.
Но это вовсе не значит, что предприятие приказало долго жить. На парковке для машин сотрудников завода нам удалось насчитать в районе полутора сотен транспортных средств — примерно столько же, что и годом ранее. Пара-тройка автомобилей успели даже выехать и въехать, но большой активности по-прежнему не наблюдалось.
С противоположной стороны от главного корпуса оживленность была примерно той же. На логистической парковке для грузовиков стояли фуры в количестве пары десятков, задействованные в доставке неких деталей и компонентов. А вот новеньких грузовиков, что мы видели год назад, на территории уже не оказалось, как нет теперь тут и легковушек, спрятанных под чехлами.
Расчистка от снега на предприятии не прекращается. Несколько грузовиков успело въехать на завод и выехать с его территории, что намекает на осуществление какой-то производственной деятельности. При этом ни одного автовоза нами, вопреки ожиданиям, замечено не было.
Рядом с главным входом на завод, непосредственно у основного корпуса, удалось заметить пару легковых машин. Третий автомобиль, стоявший между предприятием и некими технологическими резервуарами, был отчетливо виден. Им оказался Chery Tiggo 4, но не новый, а предыдущей итерации — налаживать его производство сейчас было бы крайне странно, особенно на мощностях Mercedes.
Покатавшись вдоль завода пару часов и не обнаружив ничего, что действительно заслуживало бы внимания, мы решили изучить скрытую от посторонних глаз площадку с тыльной стороны предприятия, и совершенно не напрасно.
Немцы строили завод в лучших традициях фортификационных сооружений: подступиться к предприятию можно только с «официальной» стороны, оказавшись под прицелом десятков камер, а вот заглянуть сквозь ажурную металлическую сетку со всех остальных сторон практически невозможно. Путь преграждают ЛЭП, заболоченный лес и глубокие рвы с водой. Для пущей верности снег при очистке территории ссыпают прямо к ограждению и загораживают вид на площадку-отстойник для новеньких машин.
В очертаниях автомобиля угадывается Exeed RX. И это первая новинка
Кое-что мы все-таки увидели и даже сфотографировали. В объектив попали две модели. В очертаниях одной из них угадывается Exeed TXL (впрочем, с такого расстояния его можно спутать с LX), вторая очень сильно похожа на Exeed RX, и в случае с последней вероятность ошибки минимальна. На стойках автомобилей видны защитные пленки.
По всей видимости, перед нами Exeed TXL, однако данную модель легко можно спутать с компактным LX
Рассмотреть стоянку в подробностях оказалось невозможно, однако в ходе наблюдений подтвердилось, что там кипит жизнь: парковку пополняли новые машины, вероятно, выезжающие из задних ворот завода, параллельно работала снегоуборочная техника.
Напомним, что еще летом 2024 года появились сведения о скором запуске на заводе Mercedes тестовой сборки флагманской модели Exeed VX. Учитывая этот факт, можно сделать вывод, что площадка собирает уже как минимум три модели китайского бренда. Кстати, ожидалось, что вторая модель будет освоена лишь к февралю 2025 года. По всей видимости, дела у предприятия идут на лад и новые модели встали на конвейер даже раньше заявленного графика. Осталось лишь дождаться официальных подтверждений.
Читайте также: