В ГИБДД рассказали, как выявляют поддельный техосмотр и что за это грозит

В ГИБДД объяснили, когда автомобилисты обязаны предъявить диагностическую карту, как инспекторы определяют, что она недействительна, и когда ее могут аннулировать Штрафы за опасную езду и новые ПДД: что изменилось для водителей весной Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Важные изменения для водителей 1 марта С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы

Систему техосмотра в России ждут очередные изменения: в первую очередь они связаны с предлагаемыми поправками в действующий закон. 20 июня закончился сбор предложений к документу, и теперь комитет по транспорту и инфраструктуре готовит его к первому чтению в Госдуму в июле.

Одним из главных нововведений при его принятии станет передача полномочий по аккредитации и контролю за операторами техосмотра от Российского союза автостраховщиков (РСА) к Росаккредитации. На рядовых автомобилистах эти изменения также скажутся: в Росаккредитации уже пообещали, что с помощью собственной цифровой системы смогут сначала снизить количество так называемых серых пунктов техосмотра, которые выдают диагностические карты без проведения самой процедуры прохождения проверки. В ГИБДД, в свою очередь, разъяснили Autonews.ru, когда инспекторы проверяют наличие диагностической карты и в каких случаях ее у водителей будут аннулировать.

Техосмотр спросят при регистрации в ГИБДД

Потребовать от автомобилиста предъявить диагностическую карту инспекторы ГИБДД вправе, если он обращается в регистрационное подразделение для совершения регистрационных действий. Об этом говорится в поступивших Autonews.ru разъяснениях от МВД России (согласовывает в том числе ответы ГИБДД) в ответ на запрос. Эти нормы содержит закон от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…». Это требование актуально, только если перерегистрируемый автомобиль старше четырех лет.

«Предъявить диагностическую карту потребуется в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, — говорится в ответе ГИБДД. — Также она потребуется в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца ТС, с года изготовления которого прошло более четырех лет. А еще — в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента в ТС».

В ведомстве отметили, что зачастую водителям даже не понадобится предъявлять бумажную карту, подтверждающую прохождение техосмотра: проверить ее наличие инспекторы смогут с помощью электронной системы.

«Соответствующая информация о наличии или отсутствии диагностической карты подтверждается сотрудниками Госавтоинспекции при обращении в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО)», — сказали в МВД.

Там предупредили, что, если данных о карте в ЕАИСТО не найдется, в регистрации водителю откажут. «При отсутствии информации о наличии диагностической карты принимается решение об отказе в совершении регистрационных действий», — отметили в ведомстве.

Тем не менее опрошенные Autonews.ru представители официальных пунктов техосмотра признают: их серые конкуренты получают доступ к базе ЕАИСТО и с легкостью вносят данные об автомобилях. Об этом, в частности, заявили в Союзе операторов техосмотра.

Таким образом, по словам участников отрасли, в ГИБДД не смогут придраться к подобному документу. Однако, как уже не раз указывал глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов, инспекторы могут обратить внимание на фотографии автомобилей, которые в обязательном порядке прилагаются к оформленной карте: их качество может вызывать вопросы, поскольку в случае с серыми пунктами машины на них просто вклеивают. В случае выявления таких административных нарушений вызвавший вопросы пункт техосмотра ждут проверки, и в случае подтверждения выданные им карты аннулируют.

Когда в ГИБДД могут аннулировать поддельную карту техосмотра

Согласно поступившему из МВД ответу, порядок аннулирования диагностической карты (ДК) установлен правилами проведения технического осмотра транспортных средств.

Читать также:
Самые неприхотливые и выносливые кроссоверы дешевле ₽1,5 млн

«Для принятия решения об аннулировании диагностической карты необходимо наличие события административного правонарушения, которое должно быть подтверждено соответствующими доказательствами», — ответили в ведомстве.

К ним в том числе могут быть отнесены:

— результаты анализа записей камер видеонаблюдения или средств автоматической фиксации административных правонарушений, а также сведений, полученных в Ространснадзоре, согласно которым ТС в момент проведения технического осмотра (ТО) находилось в месте, отличном от места расположения пункта ТО;

— объяснение владельца ТС и технического эксперта, подтверждающее, что ТС на момент ТО было неисправным или на ТО фактически не предоставлялось;

— результаты криминалистического исследования фотоизображений, содержащихся в ЕАИСТО, имеющих признаки видоизменения с использованием графического редактора.

В течение трех рабочих дней со дня аннулирования ДК о таком аннулировании информируются профессиональное объединение страховщиков, а также собственник ТС.

Ездить на незарегистрированном автомобиле после его покупки, согласно законодательству, можно только десять дней. После истечения этого периода водителям таких машин грозит сначала штраф, а потом и лишение прав. Так, напомнили в МВД, за управление не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 12.1 КоАП в виде штрафа от 500 до 800 руб.

При этом, если водитель не успеет зарегистрировать машину и вновь отправится на ней в поездку, наказание будет строже. Так, согласно КоАП, повторное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 5 тыс. руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Что грозит за поездку без техосмотра

С 1 марта 2022 года в КоАП заработали изменения, позволяющие штрафовать водителей на 2 тыс. руб. за непройденный техосмотр. Однако фактически оснований проверить наличие карты у водителя инспекторы ГИБДД практически не имеют. Так, диагностической карты нет в перечне документов, которые водитель обязан предъявлять сотрудникам ГИБДД. Дорожные камеры отсутствие ДК также не фиксируют.

Как рассказал Autonews.ru глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин, пока в отрасли установился переходный период: старый порядок пока действует, при этом РСА, у которого полномочия по контролю забирают, уже не так следит за ситуацией. Новый же порядок пока действовать не начал.

«В итоге в ГИБДД, конечно, реагируют на жалобы на серые пункты техосмотра, передают информацию в контрольно-надзорные органы, — сказал Шапарин. — Однако без автоматического анализа и системы так называемых трех предупреждений, после которых оператор просто блокируется, искоренить поддельный техосмотр не получится. Поток тех, кто хочет купить техосмотр, велик. При этом многие водители готовы приезжать на проверку, но самих пунктов не так много: у них определенная пропускная способность, в них надо записываться, а в отделенных регионах таких пунктов просто нет. Поэтому те же таксисты часто ездят с купленным техосмотром».

Раскрывать количество аннулированных диагностических карт у автомобилистов в МВД отказались, сославшись на отсутствие статистики. В официальном доступе есть только часть сведений. По информации Autonews.ru, в период с марта 2021 года по август 2022 года в России аннулировали 26 861 диагностическую карту. Причем только в 2022 году карты перестали работать у 23 342 автомобилистов. Как отдельно сообщали Autonews.ru в ГУ МВД по Московской области, в 2022 году на территории Подмосковья было аннулировано 290 карт. За первые четыре месяца 2023 года аннулировали всего семь карт, что на 18 единиц меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Сколько сейчас стоит техосмотр

В апреле 2022 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила новый план расчета цены на услугу. Было предложено два варианта: с учетом данных от операторов и с учетом инфляции. При этом в ФАС установили предельные минимальные цены. После вступления изменений в силу 1 января 2023 года большинство регионов не стали проводить пересчеты тарифов с учетом инфляции, а установили минимальную ставку от ФАС в 913 руб. Однако есть ряд субъектов, где ставки пересмотрели. Например, в Амурской области услуга стоит 1401 руб., в Ленинградской области — 1073 руб., в Санкт-Петербурге — 1543 руб.