Цены на шины для легковых автомобилей выросли на 23,5% к началу 2023 года. Ряд моделей подорожали сразу на 60%. Что будет с ценами на покрышки в новом сезоне и стоит ли закупаться впрок

10 крутых автоновинок, которые стоит ждать в России в 2023 году Дилеры 17 ноября 2022 «Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили Вторичка 25 ноября 2022 Как подорожали машины с пробегом в России с начала года: цены и графики Рынок 9 ноября 2022 Дилеры привезут любую машину под заказ. Но что будет с гарантией

Средняя стоимость автомобильных шин в России выросла на 23,5% по итогам 2022 года, говорится в отчете Росстата. Это вдвое больше официального уровня инфляции (общий индекс цен на товары и услуги за год вырос на 11,94%). Как сообщили Autonews.ru в Росстате, для этого специалисты изучили цены в автомагазинах, на авторынках, в шиномонтажных мастерских и автосервисах, а также на официальных сайтах продавцов. Для исследований взяли наиболее популярные шины среднего ценового сегмента трех — пяти марок. При этом подорожание коснулось как импортных шин, так и отечественных, производство которых невозможно без использования импортного натурального каучука — вещества, получаемого из сока деревьев, которые в российском климате просто не растут. Разбираемся, что будет с ценами на покрышки в 2023 году.

Ряд моделей подорожал на 61%

Резкий рост цен на автомобили, запчасти и шины для легковых моделей начался в России в конце февраля 2022 года. Autonews.ru вместе с аналитиками портала «Дром» проследил, как за год изменилась стоимость самых ходовых моделей автомобильной резины, как зимней, так и летней.

Рост цен почти на все модели в процентах выражается двукратным числом. В наименьшей степени это касается отечественной марки Viatti, а из импортных брендов стоимость не так сильно выросла у итальянских Pirelli.

При этом абсолютным рекордсменом оказались 16-дюймовые шины Hankook Ventus S1 Evo2 K117 — их цена увеличилась сразу на 61%, с 4607 до 7425 руб. Таким образом, комплект подорожал с 18 428 до 29 700 руб.

Если говорить о зимних шинах, то к середине сезона, когда спрос на них упал, цены снизились только у отечественных брендов. Так, например, одна шина Cordiant Snow Cross 2 диаметром 18 дюймов сейчас стоит 7866 руб., что даже на 7% ниже, чем годом ранее. В марте 2022 года, когда наблюдался ажиотажный спрос, эта же шина стоила 11 413 руб. Таким образом, комплект подешевел с 45 652 до 31 464 руб.

Сезон смены резины в центральной полосе России наступит только через полтора-два месяца, однако спрос на летние шины есть уже сейчас, и здесь цены поднялись относительно прошлого года у всех марок, включая российские.

Это говорит об изменении поведения покупателей, считает заместитель гендиректора компании «Автокомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов.

«Клиенты все более аккуратно подходят к трате средств и, помимо смещения в бюджетный сегмент, применяют другие способы экономии: покупка через Интернет, а также покупка в несезон. Люди понимают, что к весне цена поднимется, и начинают покупать летнюю резину уже сейчас», — говорит эксперт.

В свою очередь, руководитель категории запчасти в «Авито» Александр Куроптев предсказывает популяризацию еще одного способа сэкономить: «У владельцев автомобилей среднего ценового сегмента, которые раньше покупали исключительно новые шины, отношение к б/у шинам будет меняться, их покупка будет рассматриваться все чаще», — отмечает эксперт.

Куроптев подтверждает и тенденцию увеличения доли онлайн-продаж: количество объявлений о продаже новых шин за год выросло в 2,5 раза.

Динамика изменения цен на зимние шины в России с 1 января по 31 декабря 2022 года (по данным «Дром», специально для Autonews.ru)

Модель шины Диаметр Цена одной шины в начале 2022 года Цена одной шины в начале 2023 года Измен. цены Yokohama Ice Guard IG65 R16 7 050 ₽ 8 835 ₽ 25% Yokohama Ice Guard IG65 R17 8 167 ₽ 10 031 ₽ 23% Yokohama Ice Guard IG65 R18 11 235 ₽ 13 254 ₽ 18% Viatti Brina Nordico R16 3 940 ₽ 4 124 ₽ 5% Viatti Brina Nordico R17 6 297 ₽ 6 674 ₽ 6% Viatti Brina Nordico R18 7 588 ₽ 9 778 ₽ 29% Toyo Observe GSi-6 HP R16 6 077 ₽ 7 648 ₽ 26% Toyo Observe GSi-6 HP R17 7 843 ₽ 9 446 ₽ 20% Toyo Observe GSi-6 HP R18 12 146 ₽ 13 997 ₽ 15% Tigar Winter R16 4 132 ₽ 4 959 ₽ 20% Tigar Winter R17 5 522 ₽ 6 616 ₽ 20% Tigar Winter R18 6 330 ₽ 7 838 ₽ 24% Pirelli Ice Zero 2 R16 6 260 ₽ 8 324 ₽ 33% Pirelli Ice Zero 2 R17 9 164 ₽ 11 827 ₽ 29% Pirelli Ice Zero 2 R18 16 939 ₽ 17 321 ₽ 2% Nokian Nordman 8 R16 7 017 ₽ 9 158 ₽ 31% Nokian Nordman 8 R17 9 773 ₽ 13 063 ₽ 34% Nokian Nordman 8 R18 12 046 ₽ 16 379 ₽ 36% Nokian Hakkapeliitta 9 R16 7 155 ₽ 9 058 ₽ 27% Nokian Hakkapeliitta 9 R17 9 538 ₽ 11 693 ₽ 23% Nokian Hakkapeliitta 9 R18 13 957 ₽ 16 645 ₽ 19% Nexen Winguard WinSpike WH62 R16 5 249 ₽ 6 398 ₽ 22% Nexen Winguard WinSpike WH62 R17 6 476 ₽ 7 989 ₽ 23% Nexen Winguard WinSpike WH62 R18 9 796 ₽ 12 120 ₽ 24% Michelin X—Ice Snow R16 9 431 ₽ 9 865 ₽ 5% Michelin X—Ice Snow R17 13 700 ₽ 14 148 ₽ 3% Michelin X—Ice Snow R18 16 181 ₽ 16 990 ₽ 5% Maxxis SS-01 Presa SUV R16 7 748 ₽ 9 321 ₽ 20% Maxxis SS-01 Presa SUV R17 6 736 ₽ 7 895 ₽ 17% Maxxis SS-01 Presa SUV R18 7 381 ₽ 8 706 ₽ 18% Matador MP-30 Sibir Ice 2 R16 5 089 ₽ 5 833 ₽ 15% Matador MP-30 Sibir Ice 2 R17 4 947 ₽ 5 934 ₽ 20% Kumho WinterCraft Ice WI31 R16 5 233 ₽ 6 077 ₽ 16% Kumho WinterCraft Ice WI31 R17 6 681 ₽ 8 168 ₽ 22% Kumho WinterCraft Ice WI31 R18 9 084 ₽ 11 738 ₽ 29% Hankook Winter i*Pike RS2 W429 R16 5 472 ₽ 7 263 ₽ 33% Hankook Winter i*Pike RS2 W429 R17 7 618 ₽ 10 204 ₽ 34% Hankook Winter i*Pike RS2 W429 R18 11 031 ₽ 15 081 ₽ 37% Goodyear UltraGrip Arctic 2 R16 6 895 ₽ 9 231 ₽ 34% Goodyear UltraGrip Arctic 2 R17 10 123 ₽ 14 105 ₽ 39% Goodyear UltraGrip Arctic 2 R18 12 162 ₽ 16 938 ₽ 39% Dunlop Winter Maxx SJ8 R16 8 140 ₽ 10 467 ₽ 29% Dunlop Winter Maxx SJ8 R17 8 063 ₽ 10 608 ₽ 32% Dunlop Winter Maxx SJ8 R18 8 565 ₽ 11 085 ₽ 29% Cordiant Snow Cross 2 R16 5 487 ₽ 5 828 ₽ 6% Cordiant Snow Cross 2 R17 7 091 ₽ 7 214 ₽ 2% Cordiant Snow Cross 2 R18 8 438 ₽ 7 866 ₽ -7% Continental IceContact 3 R16 10 351 ₽ 11 426 ₽ 10% Continental IceContact 3 R17 13 681 ₽ 14 009 ₽ 2% Continental IceContact 3 R18 14 352 ₽ 16 054 ₽ 12% Bridgestone Blizzak DM-V3 R16 12 537 ₽ 15 583 ₽ 24% Bridgestone Blizzak DM-V3 R17 12 768 ₽ 16 693 ₽ 31% Bridgestone Blizzak DM-V3 R18 13 056 ₽ 17 191 ₽ 32% BFGoodrich g-Force Winter 2 R16 6 102 ₽ 7 268 ₽ 19% BFGoodrich g-Force Winter 2 R17 9 831 ₽ 10 725 ₽ 9% BFGoodrich g-Force Winter 2 R18 11 232 ₽ 13 135 ₽ 17%

Впрочем, стоимость летних шин российских, а также китайских брендов относительно прошлого года увеличилась не так сильно, как европейских, японских, корейских и американских марок. И это существенно отразилось на спросе.

По данным «Авито», за прошедший год продажи шин для легковых автомобилей выросли на 5%, но в первую очередь за счет бюджетного сегмента. Так, рекордсменами стали российские марки «Кама» (рост в 2,2 раза) и Viatti (+68%), а из иностранных брендов наибольшую положительную динамику показала Pirelli (+26%). То есть спрос увеличился как раз на продукцию тех марок, которая подорожала менее всего. Средняя стоимость одной шины в России сейчас составляет 10 490 руб., подсчитали в «Авито».

Читать также:
В Россию привезли необычный 800-сильный Mercedes-AMG S63 Е Performance

Своих шин хватит

До начала 2022 года в России работали шинные заводы практически всех крупных марок. При этом часть продукции уходила на экспорт. К примеру, Nokian и вовсе выпускала 80% своей мировой продукции в Ленинградской области — эти шины не только продавались в России, но и шли на экспорт.

Весной 2022 года многие производства были приостановлены — как из-за санкций, которые не давали возможности работать в полную силу, так и по причине нарушения логистических цепочек. Однако к лету большинство заводов заработали вновь. При этом многие компании, включая европейские Nokian, Michelin, приняли решение уйти из России. Но это не означает, что сами заводы будут закрыты.

Динамика изменения цен на летние шины в России с 1 января по 31 декабря 2022 года (по данным «Дром», специально для Autonews.ru)

Модель шины Диаметр Цена одной шины в начале 2022 года Цена одной шины в начале 2023 года Измен. цены Yokohama BluEarth-GT AE-51 R16 4 925 ₽ 6 161 ₽ 25% Yokohama BluEarth-GT AE-51 R17 7 631 ₽ 7 985 ₽ 5% Yokohama BluEarth-GT AE-51 R18 10 664 ₽ 12 860 ₽ 21% Viatti Strada Asimmetrico R16 3 268 ₽ 3 834 ₽ 17% Viatti Strada Asimmetrico R17 4 342 ₽ 4 894 ₽ 13% Viatti Strada Asimmetrico R18 6 667 ₽ 6 721 ₽ 1% Triangle Sports TH201 R16 4 537 ₽ 5 180 ₽ 14% Triangle Sports TH201 R17 4 772 ₽ 5 363 ₽ 12% Triangle Sports TH201 R18 5 945 ₽ 6 562 ₽ 10% Tigar Road Terrain R16 8 228 ₽ 9 403 ₽ 14% Tigar Road Terrain R17 10 221 ₽ 10 828 ₽ 6% Tigar Road Terrain R18 10 669 ₽ 12 277 ₽ 15% Pirelli Cinturato P7 R16 5 562 ₽ 7 193 ₽ 29% Pirelli Cinturato P7 R17 7 024 ₽ 9 271 ₽ 32% Pirelli Cinturato P7 R18 11 323 ₽ 14 000 ₽ 24% Nokian Hakka Green 3 R16 5 615 ₽ 6 695 ₽ 19% Nokian Hakka Green 3 R17 8 838 ₽ 9 974 ₽ 13% Nokian Hakka Green 3 R18 9 658 ₽ 11 075 ₽ 15% Nexen Roadian HTX RH5 R16 6 828 ₽ 8 814 ₽ 29% Nexen Roadian HTX RH5 R17 6 857 ₽ 8 903 ₽ 30% Nexen Roadian HTX RH5 R18 7 960 ₽ 9 916 ₽ 25% Michelin Primacy 4 R16 8 750 ₽ 10 053 ₽ 15% Michelin Primacy 4 R17 8 949 ₽ 10 882 ₽ 22% Michelin Primacy 4 R18 11 455 ₽ 14 523 ₽ 27% Matador MP-47 Hectorra 3 R16 4 366 ₽ 5 240 ₽ 20% Matador MP-47 Hectorra 3 R17 6 021 ₽ 7 205 ₽ 20% Matador MP-47 Hectorra 3 R18 7 346 ₽ 9 344 ₽ 27% Hankook Ventus S1 Evo2 K117 R16 4 607 ₽ 7 425 ₽ 61% Hankook Ventus S1 Evo2 K117 R17 6 849 ₽ 9 552 ₽ 39% Hankook Ventus S1 Evo2 K117 R18 8 635 ₽ 11 893 ₽ 38% Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 R17 10 767 ₽ 12 121 ₽ 13% Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 R18 12 249 ₽ 13 283 ₽ 8% Formula Energy R16 3 925 ₽ 4 611 ₽ 17% Formula Energy R17 5 413 ₽ 6 459 ₽ 19% Formula Energy R18 8 044 ₽ 8 934 ₽ 11% Dunlop Grandtrek PT3 R16 5 681 ₽ 7 440 ₽ 31% Dunlop Grandtrek PT3 R17 6 985 ₽ 8 453 ₽ 21% Dunlop Grandtrek PT3 R18 8 017 ₽ 10 389 ₽ 30% Cordiant Comfort 2 R16 4 349 ₽ 5 386 ₽ 24% Cordiant Comfort 2 R17 4 295 ₽ 6 080 ₽ 42% Cordiant Comfort 2 R18 8 697 ₽ 11 179 ₽ 29% Continental ContiSportContact 5 R17 7 936 ₽ 9 085 ₽ 14% Continental ContiSportContact 5 R18 10 026 ₽ 11 009 ₽ 10% Bridgestone Turanza T005 R16 6 633 ₽ 8 693 ₽ 31% Bridgestone Turanza T005 R17 8 274 ₽ 11 014 ₽ 33% Bridgestone Turanza T005 R18 10 529 ₽ 13 625 ₽ 29% BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 R16 15 286 ₽ 19 764 ₽ 29% BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 R17 18 992 ₽ 24 835 ₽ 31% BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 R18 19 348 ₽ 25 914 ₽ 34%

В Nokian официально объявили о продаже российского бизнеса компании «Татнефть». Сейчас сделка находится в стадии согласования. В Michelin и Bridgestone также проинформировали, что ищут покупателей на свои предприятия. При этом как минимум завод Nokian продолжит выпуск шин, правда, уже под собственными российскими брендами. 

К тому же налаживаются поставки по параллельному импорту. «Из премиума фактически всю продукцию можно купить — Continental, Goodyear, Toyo», — констатирует Плисов.

Кроме того, продолжают работать и заводы российских шинных компаний. Источник Autonews.ru в одной из них высказал мысль, что здесь плюсом оказался опыт, приобретенный во время пандемии коронавируса, когда производителям пришлось искать альтернативные способы закупки сырья за рубежом.

«Сейчас мы знаем, где взять все необходимые импортные компоненты для производства шин. Более того, на всякий случай у нас даже есть запасные поставщики», — рассказал источник.

Об том же заявил и исполнительный директор торгового дома Kama Tyres Тимур Шарипов.

«В сегменте легковых и легкогрузовых шин рост цен обусловлен в первую очередь вынужденной перестройкой логистических связей, которая началась еще в период пандемии. Также не стоит забывать, что шина — это сложный технологический продукт, в котором много разных составляющих, поэтому на стоимость влияют также и курсовые колебания. Не все импортные компоненты заменяемы — например, натуральный каучук в силу географического положения не производится в нашей стране», — говорит Шарипов.

Нужные шины придется поискать

Последствия от санкций и уход некоторых крупных игроков уже сказались на продажах шин в России и их ценах, так что в 2023 году будут наблюдаться те же тренды, что и в конце 2022 года, считают опрошенные эксперты и участников рынка.

«В 2023 году рост цен замедлится: если и будет подорожание, то небольшое. Но дефицита не будет. В России довольно неплохо обстоит дело с производством шин массового сегмента, также китайские производители будут увеличивать долю на рынке России. При этом спрос автолюбителей будет смещаться в более демократический сегмент», — считают аналитики «Дрома».

По словам Ильи Плисова из «Автокомплекс ЕвроАвто», многие дилеры перед зимой и вовсе переоценили последствия от ухода некоторых марок и сейчас у них на складах остались существенные нераспроданные запасы зимних шин китайского производства.

«Если все останется на прежнем уровне, при сегодняшнем наборе поставщиков, даже ввод резины в пакет санкций значимо не повлияет на отрасль. Будут ли клиенты экономить и дальше зависит от общей экономической ситуации. Впрочем, пока все указывает на хорошие перспективы для местного недорогого продукта», — говорит эксперт.

При этом эксперты признают, что шины редких размеров уже сейчас найти непросто, а цены на них выросли.

«Существенных проблем с популярными типоразмерами мы не прогнозируем, но можем предположить, что редкие размерности стало найти сложнее и подорожали они более заметно», — признает Шарипов. То же отмечают и аналитики «Дрома».

Еще одна категория шин, спрос на которые может превышать предложение, — это резина для машин китайских брендов. У этих автомобилей порой специфические размерности колес, для которых ранее в России резина не предлагалась.

«Взрыв популярности китайского автопрома привел к росту потребности в «своих» размерах для автомобилей из Китая. Некоторым дефицитом стали размеры 215/55R18 (подходят для Chery Tiggo 4 и Geely Coolray. — РБК), 215/55R19 (подходят для Haval F7. — РБК) и 225/55R19 (подходят для Changan UNI-K. — РБК)», — предупреждает Плисов.

С этим соглашается и Куроптев: «Стоит ожидать изменения популярных размеров шин в сторону увеличения ширины и диаметра, так как среди китайских авто преобладают кроссоверы, но это в перспективе трех — пяти лет».

Впрочем, резкий рост продаж машин китайских марок среднего ценового сегмента (а именно они, а не бюджетные модели, комплектуются шинами диаметром 17 дюймов и выше) произошел только в 2022 году, а значит, менять летние шины взамен изношенных им пока рано. К следующей зиме рынок адаптируется и предложение будет соответствовать спросу, сходятся во мнении эксперты.