Как изменилась стоимость отечественных моделей, популярных кроссоверов и рамных внедорожников с пробегом: эксперты проанализировали динамику цен, начиная с января 2022 года

«Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили Статьи 11 ноября 2022 10 крутых автоновинок, которые стоит ждать в России в 2023 году Техосмотр 11 ноября 2022 Техосмотр подорожает с 2023 года: как изменится методика подсчета Транспортный налог 1 декабря 2022 Водителей предупредили про уплату транспортного налога: сколько платить

Глобальные геополитические изменения сильно повлияли на отечественный рынок подержанных автомобилей: в марте-апреле цены стремительно взлетели вверх, хотя затем начали плавно снижаться и в отдельных случаях почти достигли докризисных значений или даже оказались чуть ниже. По просьбе Autonews.ru аналитики портала «Авито Авто» отследили динамику стоимости подержанных автомобилей возрастом от 1 года до 3 лет в трех категориях: модели российского производства, популярные кроссоверы и рамные внедорожники. Вот какая картина сложилась по состоянию на конец октября.

Отечественные автомобили

В исследование попали четыре модели Lada: Vesta, Granta, Largus и «классическая» Niva Legend. Кроме того, аналитики отследили динамику цен на ульяновские внедорожники Hunter и Patriot. Как видно из графика, все эти автомобили вели себя по-разному. Например, Hunter почти безостановочно дорожал вплоть до июня, после чего среднестатистическая цена стабилизировалась на уровне 1,2 млн рублей. Patriot достиг пика уже к апрелю, после чего уже никуда не двигался, но в относительных величинах его цена увеличилась меньше, чем у «Хантера» — на 11% против 1,6 млн или 1,5 млн рублей к концу октября против январских 1,25 млн.

Стоимость Lada Niva Legend уже к марту взлетела почти на 20%, но с тех пор начала плавно снижаться: сегодня тольяттинский внедорожник в среднем стоит 950 тыс. руб. против 820 тыс. руб. в январе 2022 года. В то же время, цены на Lada Vesta и Largus удержались от резких всплесков, но продолжают планомерно расти месяц за месяцем: сказывается тот факт, что производство новых партий на АвтоВАЗе приостановлено, и дефицит свежих экземпляров в дилерских салонах влияет на рынок подержанных машин с малым пробегом. Vesta выросла в цене с 920 тыс. руб. почти до миллиона, Largus — примерно от 860 тыс. руб. до 920 тыс. руб. Что же до Lada Granta, то она демонстрирует удивительную стабильность: по данным «Авито Авто», тольяттинский бюджетник как стоил в среднем 700 тыс. руб. в январе, так и продолжает стоить тех же денег к началу ноября.

Популярные зарубежные кроссоверы

В эту выборку попали шесть моделей из Японии, Южной Кореи и Германии. Самый мощный весенний рывок продемонстрировала Toyota RAV4 — средняя стоимость увеличилась более чем на 10%, пробив отметку в 3,2 млн руб., а затем ценник дошел почти до 3,3 млн. Однако затем именно «Тойота» подешевела сильнее конкурентов, вплотную приблизившись к среднему уровню в 3 млн руб. Единственная модель, которая до сих пор продолжает показывать небольшой рост, — это Mitsubishi Outlander, хотя значительным подорожание не назовешь: кроссовер прибавил около 200 тыс. руб., то есть примерно 4,5%-5%.

«Средняя цена кроссоверов многих популярных моделей в возрасте от года до трех лет начала снижаться с апреля 2022 года, и тренд на заметный рост средних цен в этот сегмент авторынка уже не вернулся, — комментируют аналитики «Авито Авто». — В результате средняя цена некоторых популярных моделей на конец октября не продемонстрировала заметного роста в сравнении с началом 2022 года. Так, например средняя стоимость автомобилей в возрасте от года до трех лет модели Hyundai Tucson в октябре оказалась только на 6% выше, чем в январе, рост средней цены авто в возрасте до трех лет модели Mazda CX-5 в сравнении с январем составил 3,8%, Volkswagen Tiguan — 3%». В абсолютных цифрах это 2,5 млн руб. за корейский кроссовер и примерно по 2,7 млн руб. за японский и немецкий.

Рамные внедорожники

В эту категорию мы решили внести самый разнообразный набор моделей, объединенных выдающимися внедорожными способностями: пару «Тойот», Mitsubishi, Jeep и даже китайский Haval H9, который давно полюбился российским джиперам. И вот сюрприз — согласно данным «Авито Авто», именно он в марте дорожал сильнее всех, почти на 15% — с 2,9 млн руб. до 3,5 млн руб. Затем цены несколько снизились, но за H9 все еще надо в среднем отдать почти 3,5 млн руб., хотя в январе его цена укладывалась в три миллиона. Похожую динамику, только с чуть меньшей амплитудой, продемонстрировал и Pajero Sport — японский внедорожник подорожал с трех до трех с половиной миллионов.

Читать также:
Сеть «Газпромнефть» откроет 35 сверхбыстрых электрозарядных станций на АЗ

Интересно, что стоимость не сильно подержанных внедорожников Land Cruiser Prado в итоге почти вернулась на докризисный уровень, в то время как «большой» Land Cruiser остается почти на полмиллиона дороже, чем был в январе. Впрочем, на эту статистику влияет и выход нового поколения: в исследовании «Авито Авто» учитываются как «двухсотки», так и «трехсотки», которые тоже успели попасть на вторичку. За большой Land Cruiser теперь в среднем хотят 8,5 млн руб. против 8,0 млн руб. январских, Prado же вернулся к пятимиллионной отметке после того, как в мае добрался почти до шести миллионов.

Главный же сюрприз — стремительное падение цен на Jeep Wrangler: если в январе американские внедорожники оценивались в шесть с лишним миллионов рублей, то к концу октября они подешевели почти до 4,5 млн руб. И это несмотря на то, что концерн Stellantis, в который входит Jeep, не объявлял ни о прекращении деятельности в России, ни о приостановке гарантийного обслуживания. Возможно, на покупателей повлиял резкий и полный уход из страны другого американского производителя — General Motors.

Ведь в апреле 2022 года стало известно, что дилеры Chevrolet и Cadillac оказались фактически брошены на произвол судьбы, а владельцы автомобилей остались без гарантии. Таким образом, падение цен на «Джипы» выглядит в некотором роде логичным: от внедорожников стараются избавиться до того, как гипотетическая потеря обслуживания станет фактической.

По мнению руководителя аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, усредненные цены из объявлений дают несколько искаженную картину, а реальному покупателю следует детально изучать предложения по каждому конкретному автомобилю.

«Многие до сих пор держат высокие цены, но это не более чем «хотелки», реальные сделки сейчас совершаются намного дешевле. По моим наблюдениям, цены на вторичке уже практически вернулись к докризисному уровню, если не считать совсем «свежие» машины, возрастом до года и с пробегом меньше 30 тыс. км. Они действительно остаются дорогими и могут влиять на общую статистику», — объясняет эксперт.

«Трудности, вероятно, возникнут с новыми и почти новыми автомобилями: везти их по параллельным каналам не так выгодно, а внутренний российский рынок скоро не сможет ничего предложить, кроме Lada и «китайцев», — отметил руководитель «Автостата». — Но в том, что касается чуть сильнее подержанных машин, возрастом 3-5 лет, проблем быть не должно — сейчас их в достаточном количестве везут из-за рубежа, и этот поток вполне может удовлетворить покупательский спрос».

Как рассказал основатель компании Fresh Auto Денис Мигаль, в России сейчас наблюдается не огромное, но заметное количество ввозимых из-за рубежа машин в возрасте от года до трех лет. «В этом сегменте наблюдается определенное оживление, мы видим машины, которые ввозятся без гарантии, в том числе и новые, поставленные по параллельному импорту. Если говорить про машины от официальных дилеров, которые были и остаются в России, то здесь есть отложенный спрос: люди, которые хотели продать свой трехлетний автомобиль, чтобы купить новый, сейчас откладывают покупку на неопределенный срок. У тебя есть понятный автомобиль, на котором можно поездить еще год-другой, и сейчас его менять смысла нет. Отсюда появляется дефицит: таких машин на рынке мало, потому что потенциальные продавцы их не продают», — сказал он.

Также Мигаль отметил, что в ближайшие месяцы можно ожидать продолжения снижения цен — но не слишком сильного, а полностью к докризисному уровню рынок, скорее всего, не вернется.

«Все будет зависеть от дефицита: когда допродадутся «хвосты» европейских и японских марок, и на рынке останутся, по сути, только «китайцы», которые пока не спешат снижать цены, выбор сильно уменьшится. Не факт, что сильно вырастет покупательский спрос, но думаю, что в ближайшие годы мы будем наблюдать именно дефицит несмотря на то, что общий объем продаж сильно упал», — заключил эксперт.