Содержание:
В 2023 году водителей планировали начать штрафовать с помощью камер за поездки без ОСАГО. Теперь в РСА заявили, что продвинулись в запуске системы, но от прогнозов отказались. В МВД считают, что эти вопросы не к ним В России появилась новая автомобильная марка. Она заменит Kia и Skoda Москвич 19 января Стали известны цены на «Москвич 3е» и подробности о комплектации Дилеры 17 ноября 2022 «Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили Ремонт автомобилей 19 января Ушедшие концерны начали отключать Россию от программ для ремонта машин
О начале фиксации автомобилей без полисов ОСАГО с помощью дорожных камер уже в 2023 году в Российском союзе автостраховщиков (РСА) предупредили совсем недавно. Штраф за это нарушение сейчас составляет 800 руб., при этом уже идет обсуждение его повышения до 5 тыс. руб. Однако запуск системы, который обсуждается уже около пяти лет, похоже, опять забуксовал. Разбираемся, начнут ли водителям без обязательной страховки рассылать постановления и когда это может произойти.
Штрафы с камер на автомобили без ОСАГО: в чем проблема
О планах начать наказывать водителей без ОСАГО с помощью дорожных комплексов в конце 2022 года заявлял глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Евгений Уфимцев. Теперь, отвечая на запрос Autonews.ru, в РСА сообщили, что работы по запуску проекта продолжаются, но спрогнозировать конкретные сроки запуска нового вида фиксации «в настоящий момент достаточно сложно». При этом там заверили, что много технических проблем уже удалось преодолеть. В случае запуска фиксации эти изменения затронут каждого нарушителя. Так, как предупредили в пресс-службе РСА, внедряемая схема информационного взаимодействия универсальна с точки зрения территориального признака: для РСА не имеет большого значения, где именно был зафиксирован проезд транспортного средства, в отношении которого необходимо осуществить проверку исполнения требований законодательства об ОСАГО.
МВД и РСА с 2018 года пытаются наладить сотрудничество в части обмена данными о незастрахованных водителях и начать фиксировать машины без ОСАГО с помощью камер. Каждая из сторон не раз говорила о готовности с их стороны, и в Москве даже прошло тестирование автоматической фиксации этого вида нарушения. Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов еще в 2018 году в интервью Autonews.ru заявлял, что город готов ввести систему фиксации наличия полисов ОСАГО, как только РСА и МВД объединят свои базы данных.
Однако официально этот вид контроля до сих пор не заработал. Как рассказывали Autonews.ru источники с обеих сторон, при попытке объединения баз данных ОСАГО и зарегистрированных автомобилей общая база получилась очень «грязной».
В РСА и на этот раз напомнили Autonews.ru, что запуск проверок наличия полисов ОСАГО с использованием камер фотовидеофиксации в тестовом режиме осуществлялся летом 2019 года на территории города Москвы. По итогам данных мероприятий удалось выявить ряд факторов как технического, так и правового характера, «требующих дополнительного внимания».
«Однако перспективность и работоспособность данного проекта была полностью подтверждена», — отметили страховщики.
Как отметили в РСА, осуществляемые в настоящий момент работы направлены не на объединение двух баз данных, а «на обеспечение бесперебойного информационного обмена определенными сведениями, позволяющими корректно идентифицировать транспортное средство и определить наличие либо отсутствие действующего договора ОСАГО, заключенного в отношении такого транспортного средства».
Согласно ответу РСА, кроме технических проблем, связанных с запуском контроля, каких-либо серьезных законодательных препятствий на пути внедрения автоматической фиксации поездок без ОСАГО нет. Так, там заметили, что в настоящее время КоАП уже предусматривает возможность наложения административного штрафа на лиц, не исполнивших обязанность по заключению договора ОСАГО либо управляющих транспортным средством без полиса ОСАГО.
Что говорят в МВД
В МВД России в ответ на запрос Autonews.ru подтвердили, что в настоящее время в ГИБДД не выписывают штрафы за отсутствие полисов ОСАГО на основании данных с камер. За дополнительными разъяснениями в ведомстве отправили обратно к РСА.
«Правоприменительная практика по ст. 12.37 КоАП, правонарушениям на основании материалов, получаемых с использованием технических средств автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, сотрудниками полиции не осуществляется. Полагаем целесообразно за разъяснениями обратиться в Российский союз автостраховщиков и к разработчикам соответствующего технического оборудования», — говорится в ответе ведомства.
Проблема связана с доступом к личным данным водителей
С технической точки зрения реализовать задачу по доступу страховщиков к базам данных ГИБДД о водителях совсем несложно. Об этом Autonews.ru рассказал представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов. По его мнению, главный риск, из-за которого в ГИБДД до сих пор не реализовали проект с РСА, — это персональные данные автособственников, которые в ведомстве стремятся максимально защищать.
«Один сервер обращается к другому, это все просто. И даже возможно организовать закрытые каналы связи. Но даже в таком случае можно заслать небезопасный пакет с вирусом, который «положит» сеть МВД, — считает Кусов. — Дело пошло бы быстрее, если бы у ГИБДД была прямая заинтересованность и это им нужно было бы делать обращения на сервер страховщиков с тем, чтобы узнать, застрахован автомобиль или нет. Тут же вопрос стоит наоборот — РСА хочет получить данные к базе ГИБДД, чтобы понять, кому принадлежит машина без полиса ОСАГО».
Источник Autonews.ru, близкий к разработке программного обеспечения для автоматических дорожных комплексов, также считает, что сложности с началом оформления штрафов с камер за езду без ОСАГО связаны именно с возможными рисками по раскрытию персональных данных автомобилистов.
«Я уверен, что в ГИБДД просто водят РСА за нос, обещая помочь с проектом. Потому как открывать доступ к базе данных автомобилистов, всем данным о водителях, просто небезопасно. Особенно когда страна ведет боевые действия. Именно поэтому от производителей дорожных комплексов всегда требуют передавать всю информацию только по закрытым каналам. Это ведь они пересылают данные в систему «Паутина», а все камеры сами по себе пустые и никак не контактируют в обратную сторону. База всех российских автособственников представляет собой источник ценной информации с точки зрения злоупотребления и безопасности. Я думаю, что в итоге в ГИБДД никаких данных так и не предоставят, и эту позицию можно понять».
Как считает источник, для ГИБДД наличие или отсутствие полисов ОСАГО у водителей не так критично — это обстоятельство напрямую не влияет на показатели аварийности, за которое отвечает ведомство. Соответственно, заинтересованности в запуске этого проекта у ГИБДД просто нет.
«Конечно, в ГИБДД обязаны проверять полисы ОСАГО, но они ничего с этого не имеют с точки зрения безопасности, достижения «нулевой смертности» и так далее. Если ты не застрахован, ты негодяй, но на то, попадет такой автомобиль в ДТП или нет, наличие полиса не влияет. Поэтому с ведомства решения проблемы с поездками без ОСАГО так сильно и не требуют. Это в первую очередь головная боль страховщиков. А это коммерческие организации, которые играют в разной весовой категории с ГИБДД. Водитель может быть весь в страховках и совершать ДТП — или ездить без них и не нарушать, и для ГИБДД никакой разницы это не имеет», — заключил источник.
Какие проблемы возникают при поездках без ОСАГО
Согласно данным РСА, в России около 6 млн автомобилистов, которые ездят без ОСАГО. По оценкам экспертов из Национального автомобильного союза, значительная часть таких нарушителей — таксисты. Всего же в стране, по оценкам аналитического агентства «Автостат», зарегистрировано около 45 млн транспортных средств. С главными проблемами из-за водителей без ОСАГО сталкиваются потерпевшие в ДТП с такими автомобилистами. Так, ОСАГО обеспечивает покрытие ущерба до 400 тыс. руб. по «железу» — водитель без страховки обязан будет компенсировать эти потери за счет собственных средств. Нередко это оказывается проблематично: денег у водителей просто не оказывается.