Автоподборщик Иваницкий рассказал о машинах, которые не покупают

Несмотря на стагнацию авторынка и вялую покупательскую активность, машины продолжают дорожать. Чем все это закончится — Autonews.ru рассказали специалисты по подбору и доставке иномарок из-за рубежа

Autonews.ru побеседовал с экспертами, специализирующимися на поставках иномарок из-за границы, и выяснил, как возможные изменения расчета утильсбора отразятся на автомобильном секторе, почему деградирует вторичка и как на это реагируют продавцы машин в Южной Корее, Китае и Германии.

Утилизационный сбор — это разовый платеж, который взимается при ввозе или производстве автомобиля и предназначен для его последующей утилизации. Сейчас физические лица, покупающие машины для личного пользования, платят по сниженным ставкам: 3,4 тыс. руб. за новые автомобили до трех лет и 5,2 тыс. руб. за машины старше этого возраста. Для юридических лиц суммы куда выше: так, за авто младше трех лет с двигателем объемом от 1 до 2 л нужно заплатить 667,4 тыс. руб., а при объеме от 2 до 3 л — уже 1,875 млн. Эти ставки ежегодно индексируются.

С 1 ноября 2025 года Минпромторг намерен изменить принцип расчета: теперь размер сбора будут определять не по объему, а по мощности двигателя. При этом льготы сохранятся только для автомобилей до 160 л.с. — все более мощные модели перейдут на коммерческие ставки. Как отмечали в ведомстве, изменения расчета утильсбора необходимы «в контексте новых тенденций развития автомобильной промышленности в целом и появления новых высокомощных силовых установок в конструкции транспортных средств».

По словам основателя компании «Мосподбор» и автора одноименного Youtube-канала Дмитрия Иваницкого, пока все еще нет точного понимания, какие ставки утилизационного сбора будут применяться к разным категориям автомобилей. От этого будет напрямую зависеть, как изменятся цены.

Какие перемены на авторынке

По мнению Иваницкого, массового ухода автобрендов из России ожидать не стоит. Тем не менее ситуация у официальных дилеров, по его словам, остается сложной.

«Конечно, я не могу говорить за всех — у дилеров сейчас непростая обстановка. Вся эта история с утильсбором подается под лозунгом поддержки отечественных производителей и китайских партнеров, которые инвестируют в Россию», — заявил он в разговоре с Autonews.ru.

Эксперт отмечает, что трудности с продажей у ряда автобрендов вызваны тем, что они не желают опускать завышенные ценники.

«Многие компании сильно завышают стоимость, и в итоге их машины простаивают длительное время, не находя покупателей», — отметил Иваницкий.

Читать также:
Российские продажи кроссоверов Kaiyi начнутся в мае

Как рассказала Autonews.ru владелица нескольких автосалонов по продаже иномарок из параллельного импорта и автор Youtube-канала «Лиса рулит» Елена Лисовская, «число заказов заметно упало, так как клиенты боятся не успеть растаможить автомобили до возможного введения новых правил по «утилю».

Главная трансформация авторынка, по мнению Иваницкого, напрямую зависит от итоговых параметров утилизационного сбора.

«Сейчас на рынок больше всего влияет импорт автомобилей. А импорт, в свою очередь, складывается из множества факторов: курса валют, таможенных пошлин, утилизационного сбора. Все это в совокупности определяет конечную картину», — добавил он.

Что происходит в странах, откуда везут машины

По его словам, любые изменения в российском регулировании отражаются и на международных поставщиках. Зарубежные рынки — корейский, немецкий и китайский — во многом зависят от российского потребителя. Так что решения правительства повлияют не только на продажи внутри страны, но и на глобальные цепочки поставок, считает Иваницкий.

Эксперт по покупке и доставке автомобилей из Германии и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов в беседе с Autonews.ru отметил, что немецкие партнеры с большим вниманием следят за изменениями в законодательстве России. Многие из них напрямую связываются с российскими коллегами, пытаясь понять, как новый утилизационный сбор повлияет на экспорт автомобилей.

«Звонят знакомые из Германии и спрашивают: «Что у вас там происходит? Как мы теперь будем продавать машины?» — рассказал Чернов.

По его словам, немцы очень волнуются из-за того, что Россия может сократить закупки машин в прежних объемах. При этом, уверяет он, на внутреннем рынке Германии пока не зафиксировано ощутимого роста цен.

Что будет дальше

Подорожание в России может частично компенсироваться изменением покупательских привычек, уверен Чернов.

«Если раньше популярным выбором были, к примеру, BMW X3 с пробегом до 60 тыс. км, то теперь все чаще рассматриваются варианты с пробегом уже под 120 тыс.», — резюмировал он.

По мнению Лисовской, «новые правила расчета утилизационного сбора фактически убьют рынок подержанных автомобилей, которые ввозились частными лицами». По ее словам, больше всего пострадает Корея, откуда поставлялось много качественных машин с небольшими пробегами, а также Китай.

«Возить оттуда иномарки на коммерческом «утиле» станет бессмысленно из-за слишком высоких ставок», — заключила она.

Читайте также:

Авторы Теги Алексей Панков, Вячеслав Василенко